Москва - Кассиопея

Клуб любителей кинодилогии Ричарда Викторова
Отроки во вселенной


Форум   Поиск по сайту   Карта сайта   Напишите нам письмо  
Главная страница
Информация о дилогии
Творчество

Разнообразные материалы
Ссылки
Форум

RSS-лента сайта




 Воспоминания о Ричарде Викторове

Для того, кто родился в год запуска первого спутника и рос под общее восхищение новыми достижениями СССР в космосе, интерес и увлечение космосом вполне закономерны. Я с детства полюбил фантастику – только отечественную, зарубежная (кроме, разве что, Лема) казалась слишком мрачной. Однажды специально уговорил маму съездить в Калугу – в музей истории космонавтики, это был 1971 год, мне было 14.

К нам в класс как-то зашла женщина с киностудии, посмотрела на всех, вызвала моего соседа по парте. Через некоторое время он вернулся с бумажкой – приглашением на пробы. На этой бумажке я и прочёл впервые название «Москва-Кассиопея». Моего соседа не выбрали, а название я запомнил...
Выхода фильма ждал с нетерпением. 20-е числа сентября 1974 года. Посмотрев, был потрясён. Ехал домой троллейбусом – были тогда такие длинные сочленённые СВАРЗ, с голубоватым люминесцентным освещением. На улице уже темно... и троллейбус казался мне коридором звездолёта...
На следующий день пошёл смотреть снова. Со второй серией было аналогично. Дилогия не сходила с экранов много лет, почти в любое воскресенье в Москве можно было найти 2-3 кинотеатра, где «Кассиопею» или «Отроков» показывали на утреннем сеансе. Так что всего я посмотрел эти фильмы не меньше 50 раз, давно сбился со счёта.
Меня впечатлила естественность характеров героев. Себя я увидел в Копаныгине, совпало буквально всё, от феноменальной памяти и способностей к технике до замкнутости и неумения общаться. Я представлял себя его дублёром, оставшимся на Земле.

Потом пересмотрел другие фильмы Р.Н.Викторова – «Переходный возраст», «Переступи порог», позже – «Обелиск». Везде меня поражала и восхищала абсолютная достоверность характеров – даже эпизодических персонажей. Ничего лишнего, случайного или непродуманного, любая мелочь служит главной цели. Звук радио, едва слышный за кадром, лист газеты, мелькнувший в кадре на секунду, вроде бы посторонние события на заднем плане... Из довольно посредственной книги «Девочка и птицелёт» Викторов сумел сделать потрясающий фильм – перенеся действие из Киева в Волгоград и добавив тему памяти о войне, близкую ему с ранней юности. Вообще, если сравнивать фильмы Р.Н.Викторова с фильмами других авторов того времени на те же темы, нельзя не увидеть разницу: у Р.Н. действуют живые люди, даже можно легко представить себе, как тот или иной повёл бы себя в другой ситуации; а у других, как правило, плоские, «картонные» фигуры, положительные и отрицательные песонажи, а ситуации часто надуманные... И при этом в любой тогдашней сколько-нибудь обзорной статье о кино упоминали одни и те же фамилии и названия. Викторова – практически никогда. Слишком яркой индивидуальностью он был, не вписывался в систему.

Через несколько лет, сидя в очереди в фотомастерской, я случайно увидел старый номер «Советского экрана» (точнее, несколько страниц от него) со статьёй Р.Викторова «А зритель ждёт...» – о том, как трудно снимать фантастику в кино. Статью, разумеется, утащил себе. Написанное там меня опять-таки потрясло. На одном дыхании написал многостраничное письмо, адрес – почти «на деревню дедушке»: Москва, центральная киностудия имени М.Горького, Викторову Ричарду Николаевичу. Дошло! Я писал, что был бы счастлив хоть чем-нибудь ему помочь. Я был уверен: если Р.Н. действительно такой замечательный человек, каким я его себе представляю – он мне ответит. Я не ошибся. Вскоре пришло письмо – написанное от руки, но на официальном бланке киностудии (не потому что формально-официально, а потому что он понимал: в таком виде автограф будет для поклонника ценнее...): «Дорогой Валентин! Получил Ваше письмо и не могу на него не ответить. Хотя, конечно, суета сует заедает и работа над новым фильмом забирает всё время. Спасибо Вам за добрые слова в мой адрес. Но Вы пишете, что будете рады чем-нибудь мне помочь, а так как Вы химик, то я, с Вашего разрешения, не буду пренебрегать предложением и воспользуюсь им. (...)» 

Как раз тогда он начинал работу над «Терниями». Пригласил меня на киностудию, подарил сценарий. Кое в чём я потом действительно помог: роза, растворяющаяся в луже – это моих рук дело. Ну и в массовке космопорта на пару секунд я себя вижу.
Несколько раз бывал на съёмках – в Шереметьеве-2 (космопорт), в подвалах Солянки (подземелья Дессы), на студии (звездолёт). С огромным интересом наблюдал за съёмками: сначала несколько раз репетировали сцену, если что-то не получалось – Ричард Николаевич обнимал актёра за плечи (иногда – отводя чуть в сторону) и что-то негромко объяснял. В космопорту Нийя с отчаянием смотрит вслед уходящему экипажу «Астры» – Р.Н. перед этим сказал Е.Метёлкиной: «Лена! Они уходят!» – и все, кто был рядом, сразу прочувствовали всю глубину трагизма... Хорошо знакомым актёрам, снимавшимся и в других его фильмах, Ричард Николаевич позволял импровизировать на репетициях и кинопробах, а иногда и на съёмке не сразу командовал «стоп!» по окончании эпизода – ему было интересно, что они будут говорить и делать дальше. На одной из проб снималась сцена прихода Ракана к Туранчоксу, И.Ледогоров добавлял к словам из сценария «комментарии от себя», а Р.Н. добавлял от себя за Туранчокса. Примерно так: «Я прошу тебя не мешать землянам!» – «Ах, как смело ты заговорил, мой старый друг! Ты думаешь, земляне тебя защитят? (Если бы ты читал газеты, ты бы знал, что народ недоволен землянами.)» – «(А если бы ты слушал радио, ты бы знал:) час назад кончилось заседание правительства, мы решили ввести чрезвычайное положение!» – (...) – «А помнишь, как мы сидели тут два года назад? Тогда ты мне не угрожал! (Рубль брал взаймы?!)» – «Времена изменились!» – «Изменились, но не настолько, как тебе кажется! (Рубль-то отдавать надо!)»
Коля Викторов тогда заканчивал школу, с химией у него было совсем плохо, я с ним занимался. Бесплатно, просто ради того, чтобы бывать у них дома. После занятий меня приглашали поужинать вместе со всеми, можно было поговорить с Ричардом Николаевичем и Надеждой Мефодьевной – я был счастлив, узнавая массу интересного.
После «Москвы-Кассиопеи» даже космонавты спрашивали Викторова, где он взял настоящую невесомость. А после выхода «Терний» тогдашний Главный Конструктор (сейчас, наверное, его имя уже известно) обязал всех своих подчинённых посмотреть фильм и сделать для себя выводы... А когда я как-то прямо спросил Ричарда Николаевича, что же находилось за дверью с надписью «До 16 лет не входить», он, загадочно улыбнувшись, ответил: «Не знаю...»
Сейчас для большинства зрителей творчество Р.Н.Викторова – это, прежде всего, фантастика. А ведь он поначалу и не собирался этим заниматься. Когда ему в Госкино предложили «Москву-Кассиопею», пообещав, что после этого он сможет снимать, что захочет, он ответил: «Да это же негодный сценарий!» По его словам, «там чуть ли не тачанки с пулемётами по воздуху летали» и к Кассиопее летел чуть ли не целый пионерский отряд с горнами и барабанами. Так что Ричард Николаевич переделал очень многое. И Надежда Мефодьевна справедливо говорила, что режиссерский сценарий полностью делал Викторов, и она считает автором – его.

Человек, поверхностно знакомый с Ричардом Николаевичем, скажет, что он был очень вежливым. Это так, но не совсем точно: вежливость бывает и холодно-официальная. А в разговоре с Р.Н. всегда чувствовалась искренность и душевная теплота – независимо от того, с кем он говорил. Удивительно тёплая интонация в голосе. Я как-то сразу перенял у него манеру начинать телефонный разговор, до сих пор, беря трубку, говорю: «Я слушаю» его голосом. Как бы он ни был занят, он всегда находил хоть несколько секунд, чтобы спросить о делах и проблемах – не потому что так полагается, а потому что ему действительно было интересно. Когда я сказал, что защитил диплом, он ответил: «Это прекрасно. Надо пить водку».
Он никогда не использовал грубых слов, никогда не повышал голос. Если дочь Аня (в то время студентка) или кто-то из группы что-то делал не так – Р.Н. лишь говорил с неподражаемой интонацией: «Ну, это очень плохо». И любой, кто это слышал, сразу понимал, что это действительно очень плохо, так что провинившемуся надо немедленно провалиться сквозь землю от стыда, но лучше – постараться всё исправить.
При встрече со знакомыми или в начале телефонного разговора   спрашивал: «Что плохого?» Ну да, хорошим человек и так поделится, а вот проблемы многие держат в себе, и помощи попросить стесняются – возможно, кому-то такой вопрос хотя бы поможет выговориться; а кому-то можно будет тактично предложить помощь. Потом эту фразу, с той же интонацией, Кир Булычёв вложил в уста симпатичного персонажа в мультфильме «Тайна третьей планеты».
Р.Н. был удивительно тактичен, даже по отношению к бестактным людям. Как-то на съёмочную площадку проник какой-то празднолюбопытствующий тип (возможно, из местных, знал какой-то проход, который забыли перекрыть). Долго выспрашивал, что за фильм снимают, о чём и т.д. – у самого Викторова, отвлекая его от работы. И Р.Н. терпеливо и внешне спокойно объяснял, что к чему. Зевака даже не подозревал, что фильм может быть самостоятельным произведением, а не экранизацией книги. Через какое-то время терпение кончилось не у Викторова, а у ассистентов, и любопытного выпроводили – аккуратно, без применения силы и грубых слов. А однажды творческий вечер Р.Н.Викторова пришёлся на 28 мая, в зале оказалось много пограничников, явно не вполне понимающих, куда они попали. Впрочем, вели они себя культурно – вот только в конце вечера кто-то задал глупый вопрос: «А будете ли Вы снимать фильмы о пограничниках?» Ричард Николаевич ответил в том духе, что раздумывает, выбирает, так что вполне возможно...
Многие люди из его киногруппы работали вместе с ним подолгу, некоторые – лет по 20, еще начиная с «Беларусьфильма». Его было невозможно не любить. А вот начальство относилось к нему весьма прохладно, он был «неудобен», поскольку самостоятелен. Делал не то, что велели сверху, а то, что подсказывала совесть, занимался делом, а не саморекламой и не поддержанием «полезных связей». Характерный случай, в котором всё это отразилось: во время съёмок в павильон к Викторову явился представитель администрации с требованием отдать привычную, «хорошо пристрелянную» кинокамеру какому-то другому режиссёру, для «более важной работы», взамен давали камеру со склада – которую наверняка пришлось бы долго настраивать, а то и ремонтировать. Все, кто был в павильоне, не сговариваясь, молча подошли и встали полукругом, отгородив собой Ричарда Николаевича от незваного гостя, всячески показывая тому, насколько он здесь нежелателен. Я, повинуясь общему порыву, тоже молча встал в эту шеренгу, ощущая душевное единство. Незваный гость, чертыхаясь, ушёл ни с чем.
Его фильмы знали все, но его имя не было на слуху, призов на фестивалях он получал меньше, чем заслуживал. Кадры и музыка из фильмов растаскивались без упоминания авторства. В видовом фильме, появившемся к московской Олимпиаде, вид Москвы с вертолёта был показан под увертюру из «Москвы-Кассиопеи». А сам Ричард Николаевич как-то упоминал, что видел по ТВ какой-то политический сюжет, где израильские танки наступали под звуки «зова роботов».
Он не был обласкан властью и киноначальством, потому что не хотел и не мог играть по их правилам. Ричард Николаевич был человеком кристально честным, не терпящим несправедливости. Всё принимал близко к сердцу и работал на совесть, с напряжением всех сил, не щадя себя. Такие люди не живут долго, но только они создают по-настоящему гениальные произведения...
Он смотрел далеко в будущее, предвидел то, о чём люди тогда еще не задумывались. Вот рецепт «осчастливливания» от роботов-вершителей: тяжёлую работу людям делать уже не надо, для этого есть роботы-исполнители (случайно ли у них чёрный цвет?), теперь следует освободить людей от склонности к переживаниям, к творчеству, от чувства ответственности, заботы о других, от склонности к состраданию, совести... и такое общество неизбежно обречено на вымирание. Это задумано и снято в 1972-73 годах, задолго до того, как прозвучал слоган «Бери от жизни всё!» А сейчас посмотрите: Нидерланды – это уже Вариана за 200 лет до прилёта «Зари», пункты осчастливливания повсюду; Дания, Германия и США быстро движутся в ту же сторону... а ведь землянам на помощь от инопланетян рассчитывать не приходится. А серьёзнейшие проблемы экологии: загрязнение природы, разрушение озонового слоя, глобальное потепление – ведь обо всём этом прямо сказано в «Терниях», а это 1979-80 год!

Ричард Викторов, сгорая сам, светил другим (простите за избитую фразу)... Инсульт. Но сдаваться он не собирался.
Моей жене (на тот момент еще будущей) знакомые не советовали смотреть «Тернии», говорили – фильм не для слабонервных. Но я-то знаю, что это не так! Тогда фильм шёл в небольшом кинотеатре «Огонёк» на проспекте Мира. Разумеется, «Тернии» произвели на Свету огромное впечатление, с нервами всё нормально. Викторов умел, ничего не смягчая, показывать проблемы и трагедии – и при этом не вгонять зрителей в депрессию, а наоборот, придавать уверенности... Мы вышли из кинотеатра, и я вдруг подумал: так ведь дом Ричарда Николаевича совсем рядом! Подумали: если он в больнице или санатории, если не увидим его, то хоть у дежурной в подъезде спросим, как и что.
Нам повезло: Надежда Мефодьевна открыла дверь, мы поздоровались и осторожно спросили. Она пригласила нас войти. Ричард Николаевич сидел на балконе, разрабатывал руку, сжимая маленький мячик. Он был рад, что мы навестили его. Обычным негромким голосом, после полагающейся фразы о самочувствии, стал говорить о своих планах. Сказал, что после «Кометы» хочет взяться за экранизацию «Лезвия бритвы». И с задумчивой грустью произнёс: «Вся наша жизнь – на лезвии бритвы...» У меня слёзы подступили к глазам. Лишь выйдя на улицу, я сказал жене: «Как же плохо он выглядит!» Сердце сжалось от тяжёлого предчувствия. Это было 31 августа 1983 года...

А вечером 8 сентября мне позвонила Анастасия Александровна Купцова, ассистент, я ей высказывал идеи по поводу биомассы, говорил, что надо закупить для съёмок, она организовывала ту съёмку, где я розу растворял...
На церемонии прощания, когда я стоял в почётном карауле у гроба, к Надежде Мефодьевне кто-то подошёл с соболезнованиями. Она тому человеку что-то говорила, потом подняла на меня заплаканные глаза и спросила: «Ты сколько раз фильм смотрел?» И после моего ответа сказала тому что-то вроде: ну вот видите...

Дочь, родившуюся в 1985-м, мы назвали Нийей. Родился бы сын – назвали бы Ричардом.
Фотография Ричарда Николаевича висит у меня над столом уже четверть века.

Валентин Мельников

   ваше мнение    

Ваше имя *:     Сообщать о комментариях
E-mail:     Не отображать e-mail
Город:      Запомнить меня
Введите код:    
Настроение:   Нейтральное   Восклицание   Вопрос   Здравая мысль   :)   Ох, посмешили   :(   Удивлен   Злой  
Комментарий *: 
Осталось символов
Поля: "Имя" и "Комментарий" обязательны для заполнения.


Подписаться на рассылку сайта

      

    комментарии   
Нейтральное  grey
Вот это да! Да ведь Вы же участвовали в создании моего любимейшего фильма! Лично знали практически все окружение Р.Н.! В аудиокоментариях к ЧТКЗ Новая версия Анна упоминает некоего химика, - да это же Вы!
Ценнейшие воспоминания, и уж никогда не подумал бы, что Нийя Валентиновна - вполне реальное имя :) Как она, кстати, к фильмам Викторова относится?
добавлено 24 декабря 2007 г. в 02:01

grey, благодарю за отклик. "В аудиокоментариях к ЧТКЗ Новая версия" - это где такое? Ссылочку киньте, пожалуйста.
Нийя давно живёт в Киеве, так что общение затруднено... Фильм смотрела неоднократно, историю знает и, возможно, даже гордится. Во всяком случае, однажды на каком-то ролевом форуме она, когда речь зашла о языке эсперанто, выдала нужную информацию, прибавив: "Я точно знаю, это мой родной язык... Так получилось" (Чистая правда), а потом добила вконец офигевший народ словами: "А если я ещё скажу, что Нийя - это моё настоящее имя?" (до тех пор публика думала, что это просто ник)...
добавлено 24 декабря 2007 г. в 17:59

:)  Коллега Пруль (Феодосия)
Прочитал воспоминания товарища Мельникова. Какой замечательный был человек Ричард Николаевич! (Так и хочется добавить: настоящий коммунист. Не знаю, как к этому отнесётся публика). И очень знаменательно, что уважаемый Валентин назвал свою дочь в честь доброй и великодушной Нийи.
добавлено 24 декабря 2007 г. в 19:09

Нейтральное  grey
Аудиокоментарии идут третьей звуковой дорожкой на ДВД "Через тернии к звездам. Новая версия" Это коментарии Анны и Николая Викторовых о фильме. Да, у меня полно вопросов к вам, как к обладателю возможно эксклюзивных вещей к ЧТКЗ.
добавлено 25 декабря 2007 г. в 13:48

grey, ДВД с новыми Терниями я смог достать только пиратский, там этого нет. :(
Пишите в личку на форуме.
добавлено 25 декабря 2007 г. в 13:53

огромное спасибо Валентин за ваш очерк. Так-же узнал о вас из аудиокоментариев к испорченным "Терниям".
добавлено 27 декабря 2007 г. в 15:27

Нейтральное  wlad (Москва)
Валентинушка!
Мерси. Все правда... Факт висения фотографии Ричарда Викторова у Валентина дома подтверждаю...
Поляковский Владислав Тадеушевич
добавлено 11 мая 2008 г. в 04:40

Нейтральное  Александр (Краснодар)
Огромное спасибо, Валентин, за очень добрый, светлый рассказ о замечательном Человеке!
Кстати, о фотографиях. Нельзя ли на этом сайте разместить побольше фотографий Ричарда Николаевича, а то все какие-то снятые на скорую руку.
добавлено 26 октября 2008 г. в 16:37

Очень интересные воспоминания, из которых я узнал много нового. Но главное - оказывается Ричард Николаевич мечтал экранизировать "Лезвие бритвы" Ефремова! Книги Ефремова экранизировать непросто, но теперь мне кажется, что Ричарду Николаевичу это удалось бы. Оказывается творчество Ефремова было небезразлично Р.Н.Викторову. Теперь понятно, почему во всех трех "космических" фильмах Р.Н.Викторова, а особенно в "Через Тернии К Звездам", как бы присутствует дух идей Ивана Ефремова - торжество Разума над силами зла!
добавлено 08 ноября 2009 г. в 22:54

Нейтральное  grey
Наверное стоило бы все воспоминания Валентина собрать в одну кучу. Например, о съемках эпизода Терниев с розой. Чтобы не искать его в недрах форума привожу ссылку:
https://otroki.druid.ru/forum/viewtopic.php?p=10588#10588
добавлено 09 ноября 2009 г. в 15:00

Настолько пронзительно сказано, что у меня просто нет слов. Только слезы и чувство светлой радости. Валентин, большое Вам спасибо!!!
добавлено 20 ноября 2009 г. в 21:08

Ох, посмешили  Валерия Лебедева (г.Кушва Свердловской области)
Интересно, а как эта биомасса шевелилась? Как будто руки тянутся, вот-вот схватят1 Бррр!..
добавлено 21 апреля 2010 г. в 23:00

Валерия Лебедева, так вроде так и снимали - из пожарной пены тянулись руки
добавлено 22 апреля 2010 г. в 12:05

Нейтральное  Алексей (Пушкино М.О.)
Я вырос, в том числе и на его фильмах! Смотрю до сих пор с удовольствием! И своим детям покажу и накажу, когда подрастут! Светлая память этому великому человеку, режиссёру и провидцу!!!
добавлено 22 мая 2013 г. в 23:08

Нейтральное  Поляковский В.Т. (Москва)  Написать письмо автору
Спасибо, Валентин !
Как раз в пт 245 мая хотим запустить "Кон-Тики-XXI"...
http://kon-tiki-xxi.blogspot.ru/?view=magazine
добавлено 23 мая 2013 г. в 00:05

Восклицание  Надежда (Краснодарский край)
Валентин Викторович, большое спасибо за воспоминания, за очерк. Познавательно! Вы открылись для меня совершенно с неожиданной стороны.
Ричард Викторов - великолепный режиссёр с шедевральными фильмами.
После прочтения статьи появилось настоятельное желание их пересмотреть. В очередной раз...
Дочь Нийя? Красиво.
Дам ссылку на ваш сайт у себя в блоге.
добавлено 17 февраля 2014 г. в 13:50

Нейтральное  Миша Лисичкин (Миасс)  Написать письмо автору
Валентин, благодарю за рассказ о Ричарде Викторове! Прочитал на одном дыхании. Спасибо!!!
Кстати, мою дочь зовут Алиса. Мы назвали её в честь Алисы Кира Булычёва. Понимаю Вас как отец отца. Конечно, и Нийя и Алиса - имена безумно красивые! Но... Сейчас, с высоты прожитых лет, понимаешь: детей называть в честь кого либо - немножко неправильно. Ведь дети не корабли, не улицы и не проспекты. Они живые люди! И с именем, данным папой и мамой, им жить дальше. Хорошо ли это? Может и хорошо, а может и не очень. Ведь имена у наших дочек немножко необычные. ))))
В любом случае, Валентин, я очень рад, что познакомился с Вами несколько лет назад на здешнем форуме! Жму вашу руку!!! Увидимся!
добавлено 29 августа 2016 г. в 08:27

Нейтральное  Ахат Хафизов (Казань)  Написать письмо автору
Замечательный рассказ о гениальном режиссере Ричарде Викторове! Не так много режиссеров, чьи фильмы любят и помнят через 50 лет после их выхода на большие экраны!
добавлено 29 апреля 2023 г. в 16:05


Главная | О фильме | Творчество | Разное | Ссылки | Форум

Copyright © 2007-2024 Otroki.DRUiD.RU