№№ п.п. |
Объект |
План |
Метраж |
Содержание кадра |
Музыка, примечание |
СЦЕНА № 10. КОНФЛИКТ УЧЕНЫХ. |
386. |
Объект № 9. Институт Ивановой. Павильон. День. |
Ср. Наезд на Кр. Комб. Совм. |
2 СТ |
В лаборатории Надежды.
Надежда набирает программу на пульте. Включает воздействие, и на дисплее высвечивается центр управления в мозгу Нийи. |
Шумы лаборатории.
На 2-х экранах в лаборатории:
Лебедев в кабинете (объект № 5) и Нийя на берегу океана (объект № 10).
Заготовки на пленке «Кодак» |
387. |
» |
Общ. Комб. Совм. |
4 СТ |
— Надежда, — говорит Сергей с экрана. — Не трогай Нийю.
— Подожди, Сережа. Я попробую ее сейчас одеть.
— Надя, пусть она сама оденется.
— Подожди, подожди! — говорит Надежда увлеченно. |
388. |
» |
Кр. ПНР |
1,5 СТ |
Она нажимает клавишу и говорит:
— Нийя, немедленно оденься! |
|
389. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
1,5 СТ |
На экране дисплея начинает мерцать точка в центре управления мозгом Нийи. |
|
390. |
Объект № 10. Берег океана. Натура. День. |
Кр. Рапид. |
2 Т |
Нийя замирает. Глаза расширяются. |
Шумы моря. |
391. |
Объект № 9. Институт Ивановой. Павильон. |
Кр. Комб. Совм. |
1 Т |
На экране дисплея мерцает точка в центре управления мозгом Нийи. |
|
392. |
Объект № 10. Берег океана. Натура. День. |
Кр. Рапид. Совм. |
2 Т |
Лицо Нийи напряженно. Из горла вырывается странный звук вздоха. |
Шумы моря.
Дисперсионные светофильтры. |
393. |
» |
Ср. |
1 Т |
Селена и Степан удивленно оборачиваются к ней. |
|
394. |
» |
Общ. Рапид. Совм. |
2 Т |
А Нийя, как манекен, на негнущихся ногах идет к своей одежде, лежащей на берегу. Как она сейчас похожа на робота! |
|
395. |
Объект № 9. Институт Ивановой. Павильон. День. |
Кр. Отъезд до Ср. Комб. Совм. |
5 СТ |
— Не смей больше этого делать, — тихо, но твердо говорит Сергей, глядя с экрана на Надежду.
— Я работаю, Сережа, — говорит убежденно Надежда. — Теперь мы видим — ее сделали, чтобы она подчинялась... Чему?! |
Заготовки для 2-х экранов.
Пленка «Кодак». |
396. |
Объект № 10. Берег океана. Натура. День. |
Ср. ПНР |
5 СТ |
На берегу.
Все уже оделись. Нийя пришла в себя.
— Что с тобой было? — спрашивает Степан.
— Не знаю, — говорит Нийя. — Мне приказали.
— Ну и ну! — говорит Селена. — Ты без меня скучал?
— Нет, — говорит Степан, встревоженно глядя на Нийю.
— Ты в нее, бесспорно, влюблен... |
Шумы моря. |
397. |
» |
Ср. |
3 СТ |
— Чепуха, — говорит Степан. — Она живет у нас. Я за нее отвечаю. Пошли, Нийя.
Нийя кивает. |
|
398. |
» |
Кр. Отъезд до Ср. ПНР, проезд |
5 СТ |
Они начинают подниматься по тропинке.
Нийя идет рядом со Степаном. Селена, которая несколько обижена на Степана, идет в трех шагах сзади:
— Ты, оказывается, хорошая нянька. Ребенок, бесспорно, великовозрастен...
— Отстань от нее, Селена, — перебивает Степан. |
Шумы моря.
Автокран. |
399. |
» |
Общ. Наезд на Кр. Смазка |
5 СТ |
Они выходят на плато с обрывом в океан.
— А я к ней и не пристаю, но держать ее в доме — бесспорная патология. Я бы ее к детям близко не подпускала. А если она их ест? — и непонятно — шутит она или нет.
— Селена! |
|
400. |
» |
Кр. Резкий отъезд до Общ. |
2,5 Т |
Но Нийя уже обернулась к Селене, и видно, что она в самом деле может быть страшной. Они стоят на краю обрыва, под которым ровно шумит океан. Нийя делает шаг к Селене. |
|
401. |
» |
Общ. Рапид совм. |
1,5 Т |
Внизу океан. |
|
402. |
» |
Ср., проезд |
6 СТ |
— Что я тебе сделала? — тихо говорит Нийя. — Погоди, Степан (это Степану, который пытается вмешаться). Обидела?
— Не обращай внимания, — говорит Степан. — Она просто мещанка.
— Я не знаю, что такое мещанка, — говорит Нийя. — Я хочу, чтобы ее больше не было. |
|
403. |
» |
Кр., проезд |
3 Т |
Нийя наступает на Селену, и та молча отступает к обрыву, потеряв дар речи. |
|
404. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
2 Т |
Нийя протягивает руку, и Селена начинает клониться от нее, и непонятно, то ли это от ужаса, то ли от руки Нийи исходит какая-то сила. |
|
405. |
Объект № 9. Институт Ивановой. Павильон. День. |
Кр. |
1,5 СТ |
В лаборатории Надежда быстро набирает новую программу. |
Шумы лаборатории.
Заготовка для 2-х экранов из объекта № 10.
Пленка «Кодак». |
406. |
» |
Ср. Комб. Совм. |
1,5 СТ |
— Надежда, не смей! — говорит Сергей.
Голос его тих, но гневен, и видно, какого труда стоит Сергею не сорваться. |
407. |
» |
Общ. Наезд на Кр. Комб. |
1,5 СТ |
Но Надежда уже включила систему излучения. |
|
408. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
3,5 СТ |
Мы видим, как на экране Нийя замирает. Поднимает руки к голове. Еле слышно произносит:
— Опять?! Но нельзя же так! |
Рапид в заготовке. |
409. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
1 Т |
Зрачки ее огромны. |
КСК — 70.
Рапид в заготовке. |
410. |
» |
Кр. |
3 СТ |
Надежда смотрит в эти зрачки и жестко говорит:
— Ты не имеешь права поднимать руку на людей! Никогда не смей делать этого! |
|
411. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
2 СТ |
— Больше не могу! — отчаянно вырывается из груди Нийи. Она безумно смотрит по сторонам, и... |
Рапид в заготовке. |
412. |
» |
Кр. ПНР Совм. Комб. |
2 Т |
...ноги ее бросаются к обрыву. |
» |
413. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
2 СТ |
— Выключи! — совсем тихо и страшно говорит Сергей. Но... поздно! |
|
414. |
Объект № 10. Берег океана. Натура. День. |
Общ. Рапид. |
1 Т |
Нийя, так и держась руками за голову, бросается... |
Шумы моря. |
415. |
» |
Общ. Рапид |
1 Т |
...с обрыва... |
Трюковая съемка.
Дублер. |
416. |
» |
Общ. Рапид |
1 Т |
...вниз, в далекую бурную воду... |
|
417. |
» |
Общ. Рапид |
1 Т |
...и, с опозданием всего на мгновение, вслед ей... |
|
418. |
» |
Общ. Рапид |
1 Т |
...прыгает Степан. |
|
419. |
Объект № 9. Институт Ивановой. Павильон. День. |
Кр. ПНР |
2 СТ |
— Я не хотела этого, — слышен голос Надежды, которая выключает излучение. |
|
420. |
Объект № 11. Под водой океана. Натура. День. |
Общ. Рапид, совм. |
3 Т |
В воде, медленно поворачиваясь, безжизненно опускается в глубину тело Нийи. |
Катамаран.
Выкопировка через пленку «интермедиат» 70 мм.
Трюковая съемка без дублеров.
Боксированная камера. |
421. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
2 Т |
Все синее становится вода... |
422. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
3 Т |
Другое тело опускается вслед — Степан ищет Нийю. |
423. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
3 Т |
Вот он настигает ее. И ее глаза видят его. |
Камера «Темп». |
424. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
3 Т |
Она будто просыпается. Первые движения рук и ног еще хаотичны, неуверенны. |
|
425. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
2 Т |
Но вот резкий уверенный рывок вверх.
Степан — за ней. |
|
426. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
2 Т |
А она уже плывет вверх легко и быстро, словно всю жизнь провела в воде. Степан плывет рядом. |
|
427. |
» |
Общ. Рапид, совм. |
2 Т |
Нийя обгоняет его и первой вырывается на поверхность океана. |
|
428. |
Объект № 10. Берег океана. Натура. День. |
Кр. Отъезд до Общ. |
4 СТ |
Селена плачет, сидя на траве и обхватив коленками голову. Всхлипы ее тихие и искренние.
— Какая же я дура... какая же я дура... — повторяет она, покачиваясь. |
|
429. |
» |
Ср. Наезд на Кр. |
5 СТ |
Тут же Нийя и Степан. Еще не могут отдышаться, сидя рядом. Он полуобнял ее за плечи. Она прислонилась к нему. И тут в голове ее опять появляется тот дискретный сигнал, что звучал в первую ночь в доме Лебедевых. Пора назвать его. Это — зов Глана. Нийя вздрагивает. И ясно видит... |
Электронная тема «Зова Глана». |
430. |
Объект № 12. Институт Глана. Комплекс. Павильон. |
Кр. |
1 СТ |
...доктора Глана, которому помогала в его лаборатории. Она видит и своих... |
Пленка СН-6. |
431. |
» |
Общ. |
2 СТ |
...«сестер» и «братьев», которые внимательно слушают его. Очевидно, все находятся в кабинете Глана, в его институте. Их, правда, всего шестнадцать человек, и возрасты разные, по четверо, но очень похожи друг на друга. |
|
432. |
» |
Ср. Наезд на Кр. |
7 СТ |
Глан говорит:
— «В мозгу каждого из вас есть центр послушания. Я могу всегда удержать вас от ошибок, предупредить об опасности... Это великое благо для вас... Но, как любое благо, оно может быть использовано во зло. Этого я боюсь... Поэтому я сделал так, чтобы никогда не терять с вами связи. Вы всегда будете знать, где я, а я — где вы».
Видение исчезает. |
|
433. |
Объект № 10. Берег океана. Натура. День. |
Ср. |
2 СТ |
И снова Нийя на Земле. Она упирается лицом в плечо Степана, потом... |
Шумы моря. |
434. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
1 Т |
...смотря перед собой своими большими глазами... |
|
435. |
» |
Кр. |
2 СТ |
...тоскливо говорит:
— Зачем?.. Мне же больно... |
|
436. |
Объект № 9. Институт Ивановой. Павильон. |
Кр. Отъезд до Ср. Комб. Совм. |
5 СТ |
В лаборатории Ивановой на экране лицо взбешенного Сергея. Он говорит Надежде, которая теперь сидит, подперев рукой щеку, и смотрит на него внимательно и отрешенно.
— У тебя в руках была власть над человеком, и ты с наслаждением ею воспользовалась.
Надежда молчит, качает головой.
Сергей продолжает:
— Ты же ученый! Ты не имеешь права злоупотреблять властью! |
Шумы лаборатории.
6 заготовок для телеэкранов из объектов № 5 и № 10.
Пленка «Кодак». |
437. |
» |
Кр. |
2 СТ |
— Я должна понять суть явления... — произносит, наконец, Надежда. |
|
438. |
» |
Ср. ПНР. Комб. Совм. |
5 СТ |
— К черту! Хватит! Я ставлю силовое поле защиты! — Сергей отключает свой телеэкран.
— Остановись, Сергей! Это эмоции! — говорит Надежда. |
|
439. |
» |
Общ. Комб. Совм. |
1,5 СТ |
Экраны в лаборатории Ивановой гаснут. Лишь один светится... |
|
440. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
1,5 СТ |
...На нем Нийя, которая грустно смотрит на Надежду... |
Рапид в заготовке. |
441. |
» |
Кр. |
1 СТ |
...а та — на Нийю. |
|
СЦЕНА № 11. «Я НЕ РОБОТ!» |
442. |
Объект № 5. Дом Лебедевых. Декорация на натуре. Комплекс. День. |
Кр. Отъезд до Общ. |
8 СТ |
— Теперь меня увезут, — говорит Нийя. — Вот сейчас в Совете они обсуждают, как будто меня нет.
— Не говори глупостей, — бабушка ходит по гостиной.
Нийя сидит в своем кресле, съежившись, как в первый день. Степан на корточках перед Гришкой.
На виске Гришки распахнута панель, там видны интегральные схемы.
— Ничего не изменилось!
— Изменилось! — тихо говорит Нийя.
— Так что же? Скажи мне!
Гришка сучит руками. |
Музыкальная тема № 3 — «Родной дом»
Пленка ДС-5 |
443. |
» |
Кр. ПНР на Нийю. |
6 СТ |
— Не вертись, — говорит Степан роботу. — Ты мне мешаешь.
— Я стараюсь, — вздыхает Гришка. — Старость — не радость.
— Теперь я для вас робот, — говорит Нийя, — мною можно управлять. Значит, я робот. |
|
444. |
» |
Общ. |
5 СТ |
— Чепуха! — возмущена бабушка. — Кто будет тобой управлять?
— Надежда... или другие...
— На Земле запрещены опыты с мозгом человека.
— Но не с мозгом робота, — говорит Нийя. |
|
445. |
» |
Кр. ПНР на Нийю. |
6 СТ |
— Подними руку, — говорит Степан Гришке. Тот поднимает руку. — Раскрой и закрой пальцы.
Гришка подчиняется, кряхтит:
— Эх-хе-хе...
— И меня, и его можно исправлять, улучшать... |
|
446. |
» |
Общ. |
6 СТ |
— Ты во всем человек, — говорит бабушка. — Если ты захочешь, тебе всегда могут сделать операцию и убрать этот центр.
— Вот-вот, а если этот центр так связан с другими, что я без него не смогу жить? Отключусь, как сломанная машина. |
|
447. |
» |
Кр. ПНР на Нийю. |
4 СТ |
— Все мы по-своему машины, — говорит Степан. — Мне отец тоже может приказать...
— Ты говоришь о другом, — возражает Нийя. |
|
448. |
» |
Общ. |
2 СТ |
Наступает пауза. Все с интересом смотрят, как Степан ремонтирует Гришку, словно эго увлекательное зрелище. |
|
449. |
» |
Кр. |
2 СТ |
— У тебя могло бы быть... — Нийя вспоминает слова, — увлечение роботом? |
|
450. |
» |
Кр. |
2 СТ |
— Конкретно тобой? — спрашивает Степан. — У меня к тебе братские чувства. |
|
451. |
» |
Ср. ПНР |
9 СТ |
— В кого ты такой фигляр, Степан? — спрашивает бабушка.
— Я не фигляр. А ты, Нийя, ничем не хуже других. У каждого свои недостатки. У одного глаза нет, у другого чувства юмора не хватает, а у тебя центр послушания развит. Знаешь, из тебя бы вышла изумительная жена. Цены тебе не будет! |
Конец музыки. |
452. |
Объект № 13. Академия наук. Павильон. |
Кр., отъезд до Общ. Комб. Совм. |
7 СТ |
Кабинет председателя Совета по контактам Романа Долинина. Это тот толстяк, что председательствовал на пресс-конференции. Кроме него, в кабинете Лебедев и Иванова. Видно, что они только что собрались.
— Надежда рассказала мне об осложнениях. Надо посоветоваться, — говорит Долинин, обращаясь к Сергею.
— Я подала заявление в Совет по контактам, — говорит Сергею Надежда, — о немедленной передаче Нийи мне.
— Что изменилось?
— Сегодня многое изменилось. И ты это отлично понимаешь.
Пока она говорит, Долинин включает различные экраны. На одном экране человек в скафандре на фоне космического пейзажа. На втором — человек стоит на голове, занимаясь йогой. На третьем — человек в лаборатории. На четвертом — в археологической экспедиции. Это члены Совета по контактам. |
4 заготовки для телеэкрана.
Пленка «Кодак».
Экраны работают на всей сцене. |
453. |
» |
Ср. Комб. Совм. |
7 СТ |
— Все в сборе? — спрашивает он.
Люди на экранах дают понять, что они готовы. А разговор Надежды и Сергея продолжается, словно они одни в комнате. Но это никого не удивляет — все присутствуют при разговоре, продолжая заниматься своими делами. Но все слышат.
— Я не хотела ей зла, — говорит Надежда.
— Я больше тебе не верю.
— Эмоции, Сергей! Я защищала от Нийи другого человека. — Она оборачивается к Долинину. — Сегодня я нащупала в ней центр послушания. Завтра отыщу центр агрессии, уничтожения. А что, если опоздаем? |
Пленка ЛН-8. |
454. |
» |
Кр. ПНР. Комб. Совм. |
2 СТ |
Внимательные лица членов Совета по контактам. |
|
455. |
» |
Ср. ПНР |
3 СТ |
— И ради сомнительного достижения такой цели ты готова разрушить ей жизнь?
— Сегодня стало ясно, что она не человек! Человеком нельзя управлять, как машиной! |
|
456. |
» |
Ср. |
2,5 СТ |
— Сколько раз в ходе нашей истории людьми управляли без помощи специально выращенных центров? — говорит, усмехнувшись, Роман. |
|
457. |
» |
Ср. Комб. Совм. |
2,5 СТ |
— Отнимая у них пищу, свободу, жизнь, — говорит на одном из экранов негр-археолог.
— Прошлое! — говорит Надежда. |
|
458. |
» |
Кр. Отъезд до Ср. |
4 СТ |
— Тем более сегодня никто не имеет права лезть руками в голову другому человеку! — говорит Сергей.
— Зачем же так грубо, профессор? Если я этого не сделаю, найдется другой.
— Кто? Где он?
— Будет, профессор. |
|
459. |
» |
Кр. Отъезд до Общ. ПНР. Комб. Совм. |
11 СТ |
Открывается дверь, и входит Нийя.
— Как ты сюда попала? — удивлен Сергей.
— Вы говорили обо мне, и я пришла, — говорит Нийя.
— Тебе здесь нечего делать, — говорит Надежда.
— Вы решаете мою жизнь.
— Решаешь не ты.
— Потому что вы думаете, что я не человек. А вот он так не думает, — Нийя показывает на Сергея, оборачивается к толстяку и к экранам. — Думаете, мне хорошо знать, что мне можно приказывать? Мне от этого больно, страшно. У меня это как болезнь... Помогите мне. |
Камера «Россия». |
460. |
» |
Ср. Комб. Совм. |
1 СТ |
— Я хочу ей помочь, — Надежда отвечает тоже не Нийе, а... |
|
461. |
» |
Общ. Комб. Совм. |
1,5 СТ |
...экранам, но видит, что все члены Совета смотрят на Нийю, и... |
|
462. |
» |
Кр. |
2 СТ |
...оборачивается к Нийе. И вдруг в ней происходит неуловимая перемена. Может, оттого, что Надежда привыкла общаться с Нийей на расстоянии.
А вот сейчас перед ней несчастная девушка, в... |
|
463. |
» |
Кр. ПНР по Нийе |
2,5 СТ |
...косынке, легком платье, у нее тонкие руки и в глазах растерянность. |
|
464. |
» |
Кр. |
1 СТ |
— Я хочу тебе помочь, — говорит Надежда мягче, уже обращаясь к Нийе. |
|
465. |
» |
Общ. Комб. Совм. |
2 СТ |
— Не надо мне так помогать, — говорит Нийя, не принимая жалости.
— Иного выхода нет! — Надежда вновь обращается к членам Совета. |
|
466. |
» |
Кр. |
6 СТ |
Нийя, обращаясь к экранам:
— Вы, люди Земли, Сергей говорил мне, вы — свободные, вы — гуманные. Почему ваш гуманизм и свобода не для меня? Я хуже вас? Я не чувствую? Я не думаю? |
|
467. |
» |
Кр. |
1,5 СТ |
— Никто не лишал тебя свободы, — говорит Роман. |
|
468. |
» |
Кр. |
2,5 СТ |
— В чем же дело? Если я человек, я запрещаю вам меня трогать! Если я не человек... |
|
469. |
» |
Кр. |
1,5 СТ |
— Но ты можешь бессознательно совершить преступление, — говорит Надежда устало. |
|
470. |
» |
Кр. |
2,5 СТ |
— Где? Здесь? На Земле? Тогда и судите меня по вашим земным законам. |
|
471. |
» |
Общ. Комб. Совм. |
1,5 Т |
Наступает пауза. Роман оборачивается к экранам. |
|
472. |
» |
Кр. ПНР Комб. Совм. |
3,5 СТ |
Навстречу ему серьезные взгляды ученых.
Один из них закрывает на мгновение глаза, словно говоря «да». Второй чуть заметно кивает... Третий ничего не делает, за него говорит Роман:
— Все ясно. |
|
473. |
» |
Общ. Наезд на Кр. Комб. Совм. |
5 СТ |
Экраны один за другим гаснут.
Надежда в этой тишине оборачивается к Сергею. Говорит невесело, скрывая за фразой множество чувств и мыслей:
— Что ж, Сережа, сегодня ты оказался прав. Сегодня... контакт есть. |
|
474. |
» |
Кр. |
1 СТ |
Сергей не отвечает. Он смотрит... |
|
475. |
» |
Кр. |
1 СТ |
...на Нийю. |
|
476. |
» |
Кр. |
2 СТ |
И непонятно, торжествует ли он, чувствует ли себя победителем... А может — нет? |
|
477. |
» |
Кр., отъезд до Общ. |
2,5 СТ |
Нийя смотрит на него, на Надежду, в сторону только что погасших экранов, поворачивается и быстро выходит. |
|
478. |
» |
Общ. |
1,5 СТ |
Она так же быстро идет по коридору... |
|
479. |
» |
Общ. |
1,5 СТ |
...по другому... |
|
480. |
» |
Общ. |
1,5 СТ |
...по лестнице вниз... |
|
481. |
Объект № 14. Двор Академии наук. Натура. День. |
Ср., проезд |
8 СТ |
...Выходит из здания Академии наук. Идет к бабушке, которая сидит на скамейке, читая; к Степану, который нетерпеливо ходит по дорожке. Останавливается, увидя Нийю.
— Ура? — тихо спрашивает он, понимая, что все в порядке.
— Ура! — так же тихо отвечает Нийя.
— Ну вот, а ты говорила... — бабушка удовлетворенно захлопывает книжку.
— Бабушка, — говорит Нийя, — я хочу увидеть, как рождаются люди.
— В любой момент, — говорит бабушка. |
Реальные шумы. |
482. |
Объект № 15. Операционная роддома. Интерьер. День. |
Общ. |
1,5 СТ |
Операционная в институте бабушки. |
Звуки операционной. Писк младенца. |
483. |
» |
Ср. |
1,5 СТ |
Бабушка у стола.
Нийя стоит на шаг сзади... |
Групповка — 10 ч. |
484. |
» |
Кр. |
1,5 СТ |
...Она в белом халате и шапочке. По ее лицу можно угадать, что там происходит.
Деловые звуки операционной. |
|
485. |
» |
Кр. |
2,5 СТ |
Писк младенца. Бабушка поднимает его. |
|
486. |
» |
Кр. |
1,5 СТ |
Глаза матери младенца. Странные, бездонные. |
|
487. |
» |
Кр. |
2 СТ |
Маленький человеческий комочек. Совершенно беззащитный... |
|
488. |
» |
Кр. |
2 СТ |
...в крепких руках большого человека — Марии Павловны Лебедевой. |
|
489. |
» |
Кр. |
1,5 СТ |
Глаза Нийи. |
|
490. |
» |
Ср., проезд |
5 СТ |
Она потрясенно и медленно идет по светлому коридору роддома. Навстречу сестры несут детей. Двери в палаты открыты. Нийя замирает. Она видит... |
|
491. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
2 СТ |
...как в одной из палат молодая мать кормит младенца грудью. |
|
492. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
3 Т |
Нийя вслушивается в себя и вздрагивает.
В голове откуда-то из глубины звучит дискретный сигнал. Это — зов Глана.
ЗТМ. |
|
СЦЕНА № 12. У КАЖДОГО СВОИ ЗАБОТЫ. |
493. |
Объект № 5. Дом Лебедевых. Декорация на натуре. Комплекс. День. |
Кр. ПНР на Ср. Комб. Совм. |
10 СТ |
Надпись: 10 МАЯ 2222.
Прошел год.
Нийя в своей комнате. Она стоит перед зеркалом и примеряет парик. Еще несколько париков лежат на столике. Нийя примеряет парик, и лицо ее удивительным образом изменяется. Но она себе не нравится. Она снимает парик и примеряет другой. Снова разительная перемена — лицо Нийи так пластично, что парики создают разные характеры. Нийя выглядывает в окно. |
Муз. тема № 3. «Родной дом» вальс.
Пленка ДС-5.
Лихтваген 100 квт. |
494. |
Объект № 8. Двор Лебедевых. Натура. День. |
Общ. ПНР |
5 СТ |
По дорожке бредет Степан, всклокоченный, озверевший от учебы, на ходу читает.
Из кустов сирени выходит Мария Павловна с букетом в руке.
— Так и не спал? — спрашивает Мария Павловна у внука.
— Я завалю, обязательно завалю, и тогда, бабуля, можешь радоваться — космоса мне не видать, как своих ушей. |
Реальные шумы. |
495. |
» |
Ср. |
1 СТ |
— Доброе утро, — окликает их Нийя, глядя из окна. |
|
496. |
» |
Ср. |
2 СТ |
— Доброе утро, — они поднимают головы и замирают от удивления.
— Это кто такой? — спрашивает бабушка. |
|
497. |
» |
Кр. |
1 СТ |
— Это я. |
|
498. |
» |
Ср. ПНР |
4 СТ |
— Ты? — Степан поражен, но вспоминает об экзамене. — Нашла время устраивать маскарад, — говорит он. — У меня последний экзамен, а ты...
Нийя молча отходит от окна. Бабушка, улыбаясь, качает головой. |
|
499. |
» |
Общ. ПНР, наезд на Ср., на Кр., отъезд до Общ. Комб. Совм. |
30 СТ |
Робот Гришка на веранде одной рукой готовит стол к завтраку, а в другой руке держит плоскую коробочку с экраном, на .котором мелькают изображения и бормочет голос диктора.
Слышен крик Степана:
— Гришка, ты скоро? Я опаздываю на экзамен!
— Две минуты! — отвечает Гришка.
Бабушка ставит цветы в вазу.
Сверху сбегает дед.
— Сегодня обедать не приеду, — говорит он. — Собираем коллегу Пруля домой. Не дождусь того сладкого момента, когда он улетит.
— Он большой ученый... там, у себя в Океане? — спрашивает бабушка.
— По-своему... — Дед берет со стола кусок хлеба. — Точнее, он не ученый, а вельможа, хоть и прилетел к нам по научной программе планеты Океан.
Он целует бабушку и выбегает.
Гришка разливает кофе по чашкам, все так же глазея на экранчик. Кофе переливается из чашки.
— Гришка! Ты с ума сошел! Опять засмотрелся! — говорит бабушка.
Рука Гришки замирает, вешает экранчик на крючок у своего живота.
— Робот — тоже человек, — говорит виновато Гришка, из его руки выскакивает губка, и рука ловко очищает стол.
Входит Нийя. Она без парика, в косынке, мрачно подходит к столу, садится.
— Зря ты сняла парик, — говорит бабушка. — Он тебе шел.
Нийя не отвечает.
Вбегает Степан, садится, быстро ест.
— Можно подумать, что вас всех плетьми разгоняют по Вселенной, — вздыхает бабушка, смотря на пустые стулья. — Татьяну я не видела уже полтора года. Сергей умчался на Плутон — видите ли, нашли следы странников... Степан сдаст экзамен — и завтра улетит на практику к чертям на кулички. Дед вообще из воды не вылезает. А ты хоть и будущий медик...
— Я останусь на Земле, — говорит Нийя.
— Знаю, знаю... — говорит бабушка.
— Она ненадежный союзник, — вмешивается в разговор Степан. — Если сейчас позвонят и скажут: Нийя, твоя планета нашлась...
Раздается телефонный звонок. Все оборачиваются, словно совпадение застало их врасплох. И становится ясно, что слова Степана не так уж далеки от истины.
Гришка идет к видеофону, внутрь дома. |
Узкие рельсы, тележка.
Фронт-проекция. |
500. |
» |
Кр. |
1 СТ |
Бабушка... |
|
501. |
» |
Кр. |
1 СТ |
...Степан... |
|
502. |
» |
Кр. |
1 СТ |
...Нийя... |
|
503. |
» |
Общ. |
3 СТ |
Появляется Гришка:
— Вас, Мария Павловна... Позавтракать спокойно не дадут.
Все делают вид, что никто не заметил совпадения и реакции на него.
Мария Павловна идет к видеофону. |
|
504. |
» |
Ср. Комб. Совм. |
5 СТ |
— Да, — говорит она. — Повторите диагноз? Вы уверены?.. Где встретят? Да, на флаере до Джетвокзала... Хорошо, через полчаса. |
Фронт-проекция. |
505. |
Объект № 8. Двор Лебедевых. Натура. День. |
Общ. ПНР на Ср. |
5 СТ |
Мария Павловна выходит на веранду. Это уже не та бабушка, что пять минут назад, она моложе, строже. Она — специалист.
— В Мексике, на Юкатане, в экспедиции — патологические роды.
— Своих, что ли, акушеров там нету? — ворчит Гришка.
— Ты должен гордиться тем, что бабушку просят прилететь, — говорит Нийя. |
|
506. |
» |
Ср. |
6 СТ |
— Я пошла собираться... Нийя, хочешь со мной?
— Очень.
— По-моему, все в доме забыли, что я завтра улетаю с Земли, — говорит обиженно Степан.
— А ты, как сдашь экзамен, прилетай к нам. И вместе вернемся вечером, — говорит бабушка. |
|
СЦЕНА № 13. СВЯЗИ ВРЕМЕН И СУДЕБ. |
507. |
Объект № 16. Мексика. Натура. |
Общ. ПНР |
5 СТ |
Мексика. На краю леса в Чичен-Ице на полуострове Юкатан купола-палатки археологической экспедиции.
Неподалеку виден раскоп — траншеи и квадраты, дальше — пирамиды и храмы майя. |
Муз. тема № 5 — «Думы». |
508. |
» |
Общ. Наезд на Ср. |
5 СТ |
Нийя выходит из палатки. Она в парике; она выбрала черный парик с прямыми волосами и оттого сама немного похожа на индианку.
Вечереет, и под закатным солнцем храмы кажутся особенно величественными и чужими.
Над храмами, над этой вечностью несется крик младенца.
Нийя смотрит на храмы, потягивается. Возможно, от усталости.
За приоткрытой дверью в палатку виден яркий свет. Мелькают силуэты людей, в центре силуэт Марии Павловны с младенцем в руках. |
Ручные камеры.
Наплечный штатив. |
509. |
» |
Ср. ПНР |
3 СТ |
Нийя медленно идет к раскопу, в котором видна стена погребенного в земле храма. Очень тихо, только щебечут вечерние птицы. |
|
510. |
» |
Ср., проезд. ПНР |
18 СТ |
— Устали? — спрашивает, подходя, молодой археолог.
— Нет, — оборачивается к нему Нийя. — Все сделала бабушка.
— Она совершила чудо.
— Это ее работа... А вы что здесь ищете?
— Древний город майя. Тот, что был прежде, чем эти пирамиды.
— Зачем?
— Здесь жили наши предки. Они создали великую цивилизацию. Если бы их не было, не было бы и нас.
— Но они умерли. Ничего не осталось. Только камни.
— Камни тоже говорят. Мы должники перед теми, кто умер. Мы должны спасти память о них.
— Зачем спасать мертвых?
— Всё связано воедино.
Разговаривая, они идут по раскопу, минуют статую жреца, держащего на руках тельце ребенка, подходят к стеле с надписями. |
|
511. |
» |
Ср. ПНР, наезд на Кр. пирамиды |
9 СТ |
— Послушайте, — останавливается археолог напротив каменной стелы и, показывая на надпись: — Это стихи. Этот поэт жил тысячу лет назад, но его мучили те же мысли, что и нас с вами...
И пока Хуан говорит, аппарат наезжает на надпись.
«На земле мы не навсегда, лишь на время.
Даже нефрит дробится.
Даже перья Кетцаля рвутся,
На земле мы не навсегда: лишь на время...» |
|
512. |
» |
Кр. ПНР |
4 СТ |
— На земле мы не навсегда. Лишь на время... — повторяет Нийя.
— Хуан! — доносится до них крик.
— Простите, — говорит археолог. — Я вас покину.
— Спасибо, — говорит Нийя и... |
Спец. светофильтры. |
513. |
» |
Кр. ПНР на Общ. |
5 СТ |
...идет к храму. Опустился вечер, и первые звезды появились на небе. Они заполняют весь мир — громадный Космос нависает над Нийей...
Звуки шагов Нийи гулко раздаются по храмовой площади. Здесь тихо и кажется, что человеку нет места среди этих пирамид. |
|
514. |
» |
Кр. ПНР |
5 СТ |
Боги на барельефах кажутся неземными фантазиями. |
|
515. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
1 СТ |
Нийя оборачивается. Замирает. |
|
516. |
» |
Общ., наезд на Кр. |
4 СТ |
На ступенях храма сидит древний жрец майя в высоком уборе из перьев. Он смотрит, чуть прищурившись, на тропические звезды, на лес. |
|
517. |
» |
Кр. ПНР на Общ. |
3 СТ |
Нийя ускоряет шаги. Так и неясно, привиделся ли ей жрец или в самом деле ночью в городе оживают тени прошлого. |
|
518. |
» |
Общ. ПНР |
4 СТ |
Дорожка среди деревьев выводит ее к жертвенному колодцу Чичен-Ицы. Колодец велик, скорее он схож с небольшим прудом, каменные берега обрываются вниз, к черной воде. |
|
519. |
Объект № 16. Мексика. Натура. |
Общ. |
2 СТ |
Нийя останавливается у кромки обрыва. |
|
520. |
» |
Кр. |
2 СТ |
Смотрит в черную воду... |
|
521. |
» |
Общ. Комб. |
2 Т |
...в которой отражаются звезды.
Звезды летят к Нийе. |
|
522. |
» |
Кр. |
1 Т |
Нийя видит... |
|
523. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
3 Т |
...свое отражение и звезды вокруг.
И вдруг снова, как когда-то, издалека появляется дискретный сигнал «Зова Глана». Звезды перемешиваются, как будто чья-то невидимая всесильная рука сделала это. |
|
524. |
Объект № 17. Планета Десса. Натура. День. |
Кр. Комб. Совм. |
16 СТ |
И из перемешанных звезд появляется лицо доктора Глана. Рядом с ним «сестры» и «братья» Нийи.
Глан говорит:
— Вы — последняя надежда Дессы, Если вы не выполните своего предначертания, наш мир обречен на смерть. Чувство долга, чувство преданности вашей цели, полное подчинение этому — вот наш удел. Забудьте о радости, забудьте о себе, как забыл и я. Я приношу вас в жертву Дессе... Я люблю вас, но вынужден отказать вам в праве на обычное счастье... |
Не забывать, что натура планеты Десса снимается на спец. пленке «СН». Все рыже-черное с красным оттенком. |
525. |
Объект № 16. Мексика. Натура. |
Кр. Рапид, совм. |
2 Т |
Нийя отшатывается от колодца. Слышны шаги. Нийя смотрит в ту сторону. |
|
526. |
» |
Общ., наезд на Кр. |
9 СТ |
Из леса выходят жрецы. Они ведут девушку в торжественных одеждах. Девушка идет покорно. Процессия останавливается на том берегу колодца. Жрец начинает говорить. Никто не обращает внимания на Нийю. Лишь девушка вдруг поднимает глаза и встречается взглядом... |
|
527. |
» |
Кр. |
2 СТ |
...с Нийей.
Они похожи. |
|
528. |
» |
Общ. Наезд на Кр. |
3 СТ |
Жрецы подхватывают девушку под локти и влекут к краю колодца. Девушка тихо вскрикивает. |
|
529. |
» |
Кр. ПНР |
2 СТ |
А Нийю обуревает ужас. Она бросается бежать. |
Съемка с машины. |
530. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
2 СТ |
Бежит среди темных причудливых деревьев... |
|
531. |
» |
Общ. ПНР Рапид, совм. |
2 СТ |
...выбегает к храму... |
|
532. |
» |
Ср. ПНР Рапид, совм. |
3 СТ |
...к стене из каменных черепов... |
|
533. |
» |
Кр. ПНР Рапид, совм. |
3 СТ |
...На нее мертво глядят лики статуй и барельефов. |
|
534. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
1,5 СТ |
Навстречу ей два человека. Они так неожиданно появляются в конце стены из каменных изваяний, что... |
|
535. |
» |
Кр. Рапид. |
1,5 Т |
...их лица на какое-то мгновение кажутся неживыми или... |
|
536. |
» |
Кр. |
1 Т |
...ожившими. |
|
537. |
» |
Кр. |
1 Т |
Нийя остолбенела... |
|
538. |
» |
Кр. |
2 СТ |
...Перед ней — живое лицо Степана, и голос Хуана:
— Вот и она!
— Нийя! — говорит радостно Степан. — Я прилетел! |
|
539. |
» |
Кр. ПНР на Ср., проезд |
17 СТ |
— Степка! — Нийя прижимается к груди Степана, словно он должен защитить ее.
— Кто тебя испугал? Привидение увидела?
Нийя молчит, кивает головой.
— Ничего удивительного, — улыбается археолог Хуан. — Мне самому иногда кажется, что этот мир ночью оживает. Он был очень жесток, этот мир. Жизнь человека в нем была предопределена с рождения. Всесильные жрецы приносили в жертвы людей, чтобы задобрить кровожадных богов, чтобы вызывать дождь, чтобы принести победу в войне... Вы видели жертвенный колодец?
— Это куда кидали девушек? — спрашивает Степан. — Я читал об этом.
— Хотите взглянуть?
— Не надо, — говорит Нийя.
— Ты чего боишься? Мы же с тобой. |
Съемка с движения. |
540. |
» |
Ср., проезд |
4 СТ |
Они идут обратно к колодцу.
— Ты даже не спросила про экзамен, — говорит Степан.
— Все в порядке?
— Завтра улетаю.
— Поздравляю тебя, космонавт. |
|
541. |
» |
Общ. ПНР |
5 СТ |
Они выходят на площадку, перед колодцем. Никого там нет. Нийя оглядывается, словно хочет увидеть жрецов.
— Здесь глубоко? — спрашивает Степан.
— Глубоко. Когда его исследовали, нашли много женских украшений.
— Хорошо, что теперь никто не топит девушек, — говорит Степан. |
|
542. |
» |
Ср. Наезд на Кр. |
3 СТ |
— Она шла сама, — говорит Нийя. — Она понимала, но шла.
— Ты о ком? — удивлен Степан.
— Там была девушка. Я видела. |
|
543. |
» |
Общ. ПНР |
3 СТ |
Неподалеку проходят жрецы, оживленно болтая по-испански. Один из них держит под руку девушку.
Девушка накинула поверх ритуальной одежды желтую курточку.
Археолог окликает жреца. Тот машет рукой. Девушка улыбается Нийе. |
Пленка ДС-5.
Зеркала в рамах — 3 шт. |
544. |
» |
Ср. |
5 СТ |
— Это мои друзья, — говорит археолог. — Из Мехико. Они репетировали большую историческую феерию для туристов.
— А кто она? — спрашивает Нийя.
— Она? Актриса, разумеется. Вас познакомить? |
|
545. |
» |
Кр. |
1 СТ |
— Нет. |
|
546. |
» |
Общ. |
2 СТ |
Нийя и Степан сидят на ступеньках пирамиды. Перед ними... |
|
547. |
» |
Общ. |
3 СТ |
...раскинулись пирамиды, храмы, дальше чернеют джунгли. |
|
548. |
» |
Кр. ПНР |
27 СТ |
— У той девушки было предначертание, — говорит Нийя. — Долг... Ее смерть давала жизнь другим.
— Глупости... Воля богов... воля жрецов — все это нравы.
— А если действительно надо спасти других?..
— Ладно, кончим об этом. У тебя просто настроение плохое. Испугалась. Мне тоже что-то не по себе. Казалось бы, все в порядке... И вдруг о тебе соскучился.
— Ты говоришь правду?
— Я всегда говорю правду.
— А если я как та девушка?
— Ты забыла, что ты будущий медик, гордость профессора Лебедевой... Слушай, помнишь, ты давно еще мой камень разбила?
Нийя кивает.
Степан достает расколотый камень.
— Возьми половинку. Вдруг мы надолго расстанемся. Ну, лет на пятьдесят. А как мы тогда друг друга узнаем? Сложим половинки, и я спрошу: «Бабуся, вы не жили в свое время в доме Лебедевых?»
— И ты все пятьдесят лет будешь носить свою половинку?
— Клянусь.
Вдруг Нийя дотрагивается пальцами до щек Степана. В этой ласке есть что-то чужое, но жест ее трогателен.
Тут же Нийя вскакивает.
— Пора, — говорит она шепотом. |
Конец музыки. |
549. |
Объект № 16а. Палатка археологов. Декорация на натуре. Ночь. |
Кр., отъезд до Общ. Комб. Совм. |
8 СТ |
В палатке археологов. Длинный стол препаратов, на котором в разных степенях склейки и реставрации стоят сосуды. В углу несколько кресел, перед ними висит экран телевизора. В креслах отдыхают люди, смотрят передачу.
У стола Нийя, Степан, Хуан и начальник экспедиции.
— Какой смысл сейчас лететь на космодром? — говорит начальник. — Все равно будете до утра ждать первую ракету в Европу.
— Тем более профессор Лебедева спит, — говорит Хуан, — Она устала.
— Как бы мне не опоздать, — сомневается Степан.
— К шести будете дома, — говорит начальник экспедиции. |
Заготовки для телеэкрана: «Берег океана», «Аквариум с Прулем», «Миссия в институте», «Дети сажают деревья».
Пленка «Кодак». |
550. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
6 СТ |
На экране телевизора тем временем меняются кадры новостей. Осьминог в большом аквариуме... Дети сажают деревья... |
|
551. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
6 СТ |
Два человека в экзотической одежде на берегу Черного моря на фоне красивого здания, возле аквариума со странным осьминогом...
Голос диктора:
— «Завтра по завершении переговоров миссия с Дессы покидает Землю. Сегодня миссия посетила крымские курорты и Институт биологии моря. Слово представителю планеты Десса. Пожалуйста!» |
Фронт-проекция. |
552. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
1 СТ |
Нийя мельком взглянула на экран и замерла. |
|
553. |
» |
Кр. Комб. Совм. |
8 СТ |
— Мы прилетели сюда, — говорит человек, — воспользовавшись помощью галактического разведпатруля. Основная цель нашего визита от имени гибнущей нашей планеты — обращение за опытом спасения планет к вам — землянам... Мы благодарны вам, что вы не отказали нам в помощи... |
» |
554. |
» |
Кр. Рапид, совм. |
2 Т |
Нийя завороженно смотрит на экран и видит совсем другое... |
|
555. |
Объект № 17. Планета Десса. Натура. День. |
Общ. Наезд на Кр. |
4 СТ |
...как этот человек стоит возле доктора Глана. Глан и глава миссии прощаются, глава миссии что-то говорит. Они обнимаются, касаясь пальцами щек друг друга, жестами, схожими с теми, что сделала Нийя там, на пирамиде. |
Пленка СН-6. |
556. |
Объект № 16а. Палатка археологов. Декорация на натуре. Ночь. |
Кр. |
2 СТ |
Смотря все так же на экран телевизора, Нийя тихо спрашивает, ни к кому не обращаясь:
— Кто они?.. Почему он здесь? |
|
557. |
» |
Ср. ПНР Комб. Совм. |
7 СТ |
Начальник экспедиции, мельком взглянув на экран:
— Какая-то миссия.
— Миссия с Дессы, — говорит один из археологов, смотрящий передачу.
На экране уже другое событие: белые медведи.
— Как так? Почему? — растерянно, непонимающе говорит Нийя. Она, как сомнамбула, идет к выходу из палатки.
Степан идет за ней, насторожившись:
— Что-то случилось?
Нийя выходит. |
|
558. |
Объект № 16. Мексика. Натура. Вечер. |
Общ. Наезд на Кр. |
12 СТ |
Степан не отстает. Нийя подходит к краю археологического раскопа. Губы ее шевелятся.
— Нийя, — говорит Степан мягко.
Нийя оборачивается, но как будто не видит его.
— На Земле мы не навсегда, — шепчет она, — лишь на время...
— Что с тобой? — Степан кладет ей руку на плечо. Он не может понять еще, что все изменилось.
Нийя стряхивает его руку нетерпеливым движением плеча.
— Телефонный звонок, — говорит она.
— Ты хочешь остаться одна?
— Да, да, да!
Степан обижен. Он резко поворачивается и уходит. |
|