Актриса Ольга Битюкова любезно дала свое согласие периодически просматривать этот раздел форума (под ником mamzik21) и отвечать на Ваши вопросы. (Разумеется, на те, которые ей понравятся).
Убедительная просьба: прежде чем спрашивать, ознакомьтесь с ее страницами на сайте (возможно, там уже есть ответ на Ваш вопрос, а возможно, у Вас появятся новые!).
Впав практически в транс от фотографии одной кинопробы, потом как-то враз ощутил один далеко не детский слой и непосредственно в дилогии.
Пояснив, что персонаж Вари Кутейщиковой показался ей наиболее близким, сама О.Б. Битюкова возможно полностью идентична со своей героиней по характеру. Но кроме того, Варя еще и самый «живой» из всех персонажей дилогии: ведь новомодную формулировку «дуга характера» - то есть мощнейшую трансформацию героя по ходу сюжета – в полной степени можно применить только к ней.
Сцену эмоционального выступления всей такой из себя «правильной девочки» в самом начале фильма, с моей точки зрения, по силе общего впечатления превзошел лишь ее «прототип» много позже. Именно по общему впечатлению: перевес Вари(-Оли) в плане личного обаяния еще не делает всей сцены – а у «прототипа», к слову, режиссура исключительно сильная (https://www.youtube.com/watch?v=ej-arFBq9R0).
Далее, уже одна фраза «…Старшие товарищи убедили меня в том, что мое участие в этой экспедиции необходимо для науки – а для науки я готова на все!» на фоне величавого взгляда голубоглазой блондинки (или правильнее будет сказать «светлой шатенки»? – каюсь, не силен в таких нюансах…) заслуживает отдельного рассмотрения, для которого формат комментария на форуме слишком «тесен».
Кроме того, очень важен процесс подготовки команды и ее действия уже по ходу экспедиции. Ведь подобная команда и в фильме – и, если что-то подобное когда-нибудь произойдет в реальности – должна быть «единой в трех лицах»: научной экспедиции, отряда спецназа и МЧС-группы. Чтобы не слишком «тормозить» сюжет, подготовка команды в фильме показана лишь «вскользь» – но вот результаты очень впечатлили! С моей личной точки зрения, наиболее впечатляющей в первом фильме дилогии выглядит сцена спасения Лобанова в районе Альфы Центавра: там очень ярко показана работа высококлассной команды в экстремальных условиях.
Во-первых, подчеркнут уровень подготовки космонавтов: высочайшие «технические» навыки при исключительной психологической подготовке, с особо «выкристаллизованной» ролью капитана.
Во-вторых, особо сконцентрировано внимание на том, что работает именно КОМАНДА – в результате чего разрешение экстремальной ситуации «разыграно как по нотам». В чем-то они столкнулись с неожиданностями и буквально «прошли по краю» – но общий результат вполне закономерен: «Сильным везет, очень сильным – очень везет.»
Столь подробное описание работы команды важно для понимания сюжета второго фильма дилогии. Высадка на Вариану осуществляется все в том же формате работы высококлассной команды с достойным капитаном. Летят трое, четверо остаются на корабле. Если в инциденте при Альфе Центавра Лобанова «вытаскивал» лично Середа (ситуация внештатная) – то непосредственной высадкой на планету руководит Козелков: трудностей там может быть не меньше – но сценарий высадки по определению ключевой, к нему специально готовились. Встреча с орбитальной станцией инопланетян опять же «разыграна как по нотам». И даже неожиданно «вылезшую» критическую угрозу высадившейся группе более чем реально парировать: они вполне успевают эвакуироваться на корабль.
И вдруг реплика Вари: «Ребята, может, не полетим?» И чуть позже – вообще «за гранью»: «Я остаюсь!».
Такое решение – именно «за гранью»: команда при необходимости обязана работать в режиме военного отряда, спецназа. Не зря Козелков кричит Кутейщиковой: «Да у меня приказ Середы!» В «бэкграунде» этой фразы следующее: ситуация критическая, работаем в «режиме военного времени», приказы в таких условиях не обсуждаются.
Здесь может прийти на ум еще немало дополнительных соображений – наподобие того, что «уставы написаны кровью», а за отказ выполнять приказ как минимум полагается трибунал.
Чем Варя Кутейщикова оправдывает свое решение? «А как бы Середа поступил на нашем месте?»
Вообще-то вопрос достаточно серьезный: бывают случаи, когда решение с точки зрения «передовой» гораздо качественнее, чем «из штаба». Но здесь с «передовой» очевидно, что «в поле» понятно далеко не все, а в «штабе» у Середы наверняка есть какая-то информация, детали которой он не раскрывает просто из-за дефицита времени и уровня риска: на кону жизни почти половины экипажа.
То есть решение Вари явно иррационально, а озвучиваемые аргументы представляют собой то, что сейчас модно называть обратной рационализацией, т.е. подгонкой решения под нужный ответ.
Но что это за «ответ»?
Зная сюжет дилогии до его финала, можно предположить, что речь идет о выходе человечества – в данном случае в лице его нескольких конкретных представителей – на принципиально новый уровень мировосприятия и миропонимания. Обычно с точки зрения такого нового уровня все понятия и подходы уровня предшествующего не то чтобы отменяются – а начинают восприниматься относительными, вместо прежних представлений об их «непреложности». Процесс трансформации обычно болезненный и нередко очень опасный. Трансформация подразумевает как минимум частичное разрушение существующей структуры, а поскольку от человека в таких условиях нужна еще и трансформация личная – речь заходит о частичном самоуничтожении личности.
Такие вещи крайне болезненны: не исключено, что именно в этом главный смысл известного китайского проклятия о «жизни в эпоху перемен».
То, что первой «на тропу» перемен вступает столь убежденная сторонница «прежнего порядка», привносит в сюжет особую остроту и драматизм.
Объяснить же механизм «перехода» довольно непросто: лично мне в нем видятся как минимум два этапа, со своим событием-маркером в каждом.
Сам по себе «бунт» Вари Кутейщиковой может содержать в себе механизм интуитивного понимания некоторых особенностей искусственного интеллекта – во всяком случае, в том виде, как мы воспринимаем его в конце прошлого-начале этого века.
Даже если из-за сильного стресса она и не обратила внимания на слово «роботы» в полученном предупреждении («Вас окружают роботы!») – то в ее подсознании все это наверняка отложилось. Считается, что искусственный интеллект теоретически способен решить почти любую задачу и ответить почти на любой вопрос – но вот с постановкой задач или формулировкой вопросов у него большие сложности (как минимум пока). Получается, будучи серьезным противником, роботы при этом достаточно уязвимы с точки зрения интеллекта и – что очень важно – сейчас их уязвимость выше, чем может стать в будущем: отрефлексировав произошедшее, они станут гораздо более подготовленными к визитам «незваных гостей».
А вот со вторым «переломным» поступком Вари все получается гораздо «хитрее»: она настаивает, чтобы Витя Середа оставил у себя ее зеркальце – тут обычной рациональностью вряд ли что-то объяснишь. Скорее приходит на ум логика фэнтези, где некая «колдунья» вручает «воину» внешне невзрачный артефакт, содержащий часть ее магии, ее души.
Либо предполагаем двойной поток времени: не только из прошлого в будущее – но и наоборот. Тогда получается, что в реальности у экспедиции было возможно только два основных сценария развития событий: решение проблемы Варианы «оперативным путем» либо «подвисание проблемы» на многие годы в будущем.
Получаем два аттрактора развития событий с точкой бифуркации в момент предполагаемой эвакуации группы с Варианы на «ЗАРю». В силу каких-то не до конца понятных обстоятельств, срыв вылета бесповоротно запускал вариант «хирургического вмешательства» землян с последующей ликвидацией цивилизации роботов. Движение событий в сторону аттрактора стало неостановимым – в силу чего уже сама реальность как таковая принялась «творить» из не всегда заметных на первый взгляд «деталек» типа вариного зеркальца нужный сценарий.
Подозреваю, что даже при наличии у авторов подобной «детальной карты сценариев» – хотя скорее вместо нее там «двигала процесс» их художественная интуиция – они вряд ли бы стали грузить такими вещами актеров-детей: нагрузки у тех, наверное, были сильнейшими и без такого «кипячения мозгов».
Но вот понятие преобразования характера персонажа все-таки существенно ближе к суровым актерским будням. В связи с этим, хотелось бы поинтересоваться у Ольги Борисовны: были ли какие-нибудь специальные пояснения или напутствия, скажем, перед съемкой сцены «…может, не полетим?..»?
Добрый день!
Замечательный отзыв о Варваре Кутейщиковой!
Я сам часто про это думал:
чем вызван поступок Варвары остаться на планете среди роботов?
Это же большая опасность для всего экипажа!
Вам удалось частично ответить на этот вопрос!
Добрый день!
Замечательный отзыв о Варваре Кутейщиковой!
Спасибо за обратную связь. Тем более - чего уж там - приятно, когда отзыв на твой комментарий позитивный.
Ахат писал(а):
Вам удалось частично ответить на этот вопрос!
Подскажите, а у Вас есть дополнительные соображения на этот счет? Думается, они были бы далеко не лишними.
Ведь ностальгия, конечно, вещь хорошая. Вместе с тем, неплохо было бы помочь фильму зазвучать злободневно. Мне кажется, что в нем есть для этого все основания.
Образ Вари, с моей точки зрения, является в этом плане одним из ключевых. Ведь у проповедников/агитаторов разного толка – идет ли речь о науке, религии или чем-то еще – есть немало как «светлых», так и «темных» сторон. Обычно в жизни это вызывает немало конфликтов, в том числе и «далеко идущих». Избегать таких конфликтов получается далеко не всегда: противоречия – неотъемлемая часть жизни, тут уж ничего не поделаешь. Но очень важно уметь направлять течение конфликта в конструктивное русло, в чем образ Вари представляет собой серьезное подспорье.
С одной стороны, в процесс конфликта нередко вмешивается «личностный фактор» – а ведь не секрет, что далеко не все Варины «собратья по оружию» обладают ее обаянием и харизмой.
Хотя бы отчасти позитивный образ «фанатика/агитатора» – пусть он и всего лишь «киношный» – с моей точки зрения, вполне способен себя оправдать, если с его помощью удастся немного «самортизировать» хотя бы один реальный серьезный конфликт. Ведь, к сожалению, подобных конфликтов сейчас немало – и, судя по всему, их количество будет лишь расти.
Но и самим «агитаторам» сейчас крайне необходима рефлексия (взгляд на себя со стороны) – рост над собой становится буквально жизненно необходимым. Понятно, что многим очень понравился пресловутый «конец истории», растянувшийся на десятилетия. Вот только сейчас весь этот «банкет» уже явно себя исчерпал – и тем лучше (значительно!) будет для всех, чем раньше мы все это поймем.
Конечно, новые вызовы времени требуют новых решений, в том числе и в сфере киноискусства.
Вместе с тем, лично я не вижу никаких проблем в использовании уже имеющегося «инструментария» – тем более что он вполне себе добротный (и это как минимум).
Да и что уж греха таить: не слишком спешат с выходом хотя бы более или менее приличные картины в наше время – а от многих выходящих «шедевров» порой впечатление, что называется, «ни в сказке сказать, ни вслух произнести»…
Добрый день!
В книге "Ричард Викторов. Тернии", которая поступила в продажу в июне этого года - тематике "Варвары" было тоже уделено внимание. Как было указано в дневниках Р.Викторова - поиск актрисы на роль Варвары Кутейщиковой был самым сложным из всех семи "пионеров. Режиссер никак не мог найти в кандидатах "твердость характера Варвары". Кандидатура Ольги была утверждена буквально за несколько дней до начала съемок Дилогии. При этом Ольгу переозвучивали (голос другой актрисы), чтобы усилить "харизму" Кутейщиковой.
Её роль как раз и предполагала бескомпромиссность, некую конфликтность, боевой характер и т.д. - что и двигало сюжетом фильма. Обычно на сайте критикуют эту сцену, где Варвара не хочет улетать с Варианны, а уговаривает Пашу и Федю остаться тут и всё выяснить. Но именно этот ход дает толчок к дальнейшему развитию сюжета фильма! Команда попадает в плен к роботам, а потом девчонки попадают на станцию осчастливливания - это уже кульминация Дилогии! Роль Варвары в этом довольно велика - именно так и полагалось по сценарию!
Заходите также в нашу группу поклонников Дилогии:
https://vk.com/cassiopeia_otroki
там было обсуждение этой темы.
Михаил Холодковский, Многоуважаемый администратор скажите мне, пожалуйста, как мне разместить на этом сайте в рубрике "творчества" под рубрикой "изо"" 3-D / Трехмерные рисунки" свои работы, как это сделали другие авторы.
Если не будет ответа -
Заходите в нашу группу поклонников Дилогии:
https://vk.com/cassiopeia_otroki
там мы выставляем разные рисунки и фото из Дилогии!
Я знаю я уже там опубликовал свои работы, просто хотелось бы здесь опубликовать. Ведь этот официальный сайт (Главнее).
Добрый день!
А под каким ником вы там выставляли фото?
Валерий Наумов - ?
Вконтакте есть Татьяна (Аллора) - напишите ей напрямую - она тут в администраторах -
она выставляет публикации на этом сайте!
Я знаю я уже там опубликовал свои работы, просто хотелось бы здесь опубликовать. Ведь этот официальный сайт (Главнее).
Добрый день!
А под каким ником вы там выставляли фото?
Валерий Наумов - ?
Вконтакте есть Татьяна (Аллора) - напишите ей напрямую - она тут в администраторах -
она выставляет публикации на этом сайте!
Вконтакте есть Татьяна (Аллора) - напишите ей напрямую - она тут в администраторах -
она выставляет публикации на этом сайте!
Вообще я давно уже написала в личку, дала свою почту...
Валерий, проверьте личные сообщения здесь, и напишите мне на почту.
А вот ВК я терпеть не могу, меня там почти и нет...
Здравствуйте Я отправил свои материалы, разделил их на несколько частей, получите 5 писем
а там уже выберите что вам больше понравится.
Если будет время как-то посетите мою страницу ВК
https://vk.com/id560226611
там много моих работ на тему "Гостья из будущего "
Зарегистрирован: 30.10.2007 Сообщения: 472 Откуда: Москва
Станислав, тему с вашими реквизитами разместила я, и удалила ее тоже я.
В своем последнем комментарии в той теме вы ясно дали понять, что разочарованы и сайтом, и форумом, и его посетителями, тема висит зря, потому что за год с лишним на нее никто не отреагировал.
Я предупреждала, что посещаемость сайта и этой части его форума, в частности, невелика, сюда ходят одни и те же люди, в основном, и их вовсе не 30000, которые вы где-то насчитали, а на несколько порядков меньше. Судя по вашим комментариям в самой теме, все эти посетители напрочь лишены чувства локтя и никак вам не помогли.
Исходя из всего этого, я пришла к выводу, что тема все равно бесполезна, по вашим же словам, а кроме того, она вас только расстраивает и заставляет плохо думать о людях.
Нулевая эффективность и явная бесполезность стала основной причиной удаления. _________________ Все, что вы скажете, может быть.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах