Звезда «Москвы — Кассиопеи» о своей гибели узнала в Интернете
Ольга Битюкова пригласила «ТН» в гости, в двухкомнатную квартиру в центре Москвы (актриса с мужем Владимиром и сыном Федором)
В 1973 году на экраны вышел фильм «Москва — Кассиопея» — о том, как подростки отправились в космос. Ольга Битюкова сыграла Варю Кутейщикову. Сейчас Ольга снимается в сериале «Затмение» (ТВ Центр). Анна РОДИНА почитала блог актрисы в Интернете, встретилась с ней и расспросила о детстве и новых проектах.
Ольга Битюкова
Когда и где родилась: 21 марта 1958 года в Москве
Знак зодиака: Овен
Семья: муж — Владимир, плотник, краснодеревщик, строитель; сын — Федор (20 лет), мотомеханик
Образование: окончила Московский технологический институт легкой промышленности и ГИТИС, ныне РАТИ (мастерская Леонида Топчиева)
Карьера: дебютировала в фильме «Москва — Кассиопея» (1973). Сыграла в 30 картинах, в их числе: «Отроки во Вселенной» (1974), «Люблю. Жду. Лена» (1983), «Через все годы» (1984), «Мой любимый клоун» (1986), «По зову сердца» (1986), «Затмение» (2007) и др. Сейчас снимается в сериале «Две судьбы-3», а также играет в антрепризном спектакле «Виновник торжества» в Санкт-Петербурге
Вкусы: еда — морепродукты, овощи, фрукты, сладости, орехи; напитки — чай, кофе, ликер Countreau со льдом и лимоном; книга — «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси; музыка — классическая, песни Александра Градского; стиль в одежде — спортивный
Мечта: много хороших ролей
Ольга: однажды я прочитала в Интернете о том, будто бы актриса Битюкова умерла. Тут же попросила сына завести мне блог в «Живом журнале», чтобы успокоить поклонников
Я была воображалой
— Ольга, как вы решились завести дневник в Интернете, в «Живом журнале»?
— Однажды я прочитала в Сети: «Пом-ните актрису Ольгу Битюкову из фильма «Москва — Кассиопея»? Месяц назад она умерла!» Я ахнула и тут же сказала сыну Федору, что хочу написать людям: я жива и здорова! Сын завел мне блог в «Живом журнале».
— Разобрались с обидчиком?
— Да, написала ему, что неплохо было бы проверять информацию, прежде чем запускать ее в Интернет. Но вообще-то я, скорее, хотела успокоить тех, кто переживал за меня.
— Как вы попали в фильм «Москва — Кассиопея»?
— Я ведь родилась в актерской семье. Мой отец, Борис Битюков, был прекрасным артистом, мечтой всех женщин Советского Союза. Мою маму, Юлиану Бугаеву, он покорил своей неотразимой улыбкой и какой-то удивительной добротой. К тому же незадолго до их знакомства папа сыграл капитана милиции Мазарина в детективе «Дело № 306» и был на волне популярности. Родители полюбили друг друга, поженились, родилась я. Потом уже мама поняла, что отец — любитель выпить… Его стали снимать с ролей, мама пыталась как-то его лечить, но безрезультатно. И после очередного скандала она с ним развелась… Когда мне было пять лет, в нашем доме появился роскошный мужчина — композитор Владимир Чернышов. Шумный, яркий, обаятельный человек. Мама сказала: «Вот, Олюшка, теперь это твой папа». Двери нашего дома всегда были открыты для гостей: у нас часто бывали актеры, писатели, музыканты. Чернышов писал песни и музыку к кинофильмам. Он дружил с режиссером Ричардом Викторовым с тех пор, как они вместе поработали над фильмом «Переступи порог» (1970). Однажды мы с Викторовым столкнулись в прихожей — и он спросил: «Хочешь сниматься в кино?»
— И вы согласились, не раздумывая?
— Да! Актерское дитя, я мечтала об этом давно. «Возьми у отчима сценарий, — сказал Викторов, — прочти его и подумай, какая роль тебе больше подходит». Я прочла и решила, что хочу играть в «Москве — Кассиопее» Варьку Кутейщикову, первую красавицу класса. Мне страшно понравилось, что в нее влюблены все мальчишки — в свои 13 лет я была ужасной воображалой. Но все оказалось не так-то просто! Я была последней, кого утвердили в наш «экипаж». Пробы шли чуть ли не полгода. Викторов просмотрел огромное количество ребят. На каждую роль претендовали человек по 50-60. У меня было две конкурентки — Вика Изотова, девочка сказочной красоты, и Ира Сабянина из Питера.
— Как вам удалось их обойти?
— Понятия не имею. Пробы были бесконечными — кино-, фото-, какие-то примерки, я ездила на студию им. Горького каждый день... Смертельно боялась камеры, при команде «Мотор!» меня начинало трясти, темнело в глазах и я просто переставала соображать. Мне казалось, что в итоге не утвердят, но, видимо, знакомство режиссера с мамой и отчимом сыграло свою роль. К тому же Ричард Николаевич был уникальным режиссером: он мог в обычном подростке высмотреть именно то, что ему было нужно. Вы обратили внимание: в экипаже «Москва — Кассиопея» мы все очень разные? Наверное, и во мне увидел что-то. Как бы то ни было — меня утвердили. Мама подписала договор со студией, и мне положили зарплату — 100 рублей в месяц.
Середа не мог говорить
— Сколько времени шли съемки?
— Больше года. По тем временам это был невероятно сложный проект — тогда ведь не было компьютерной графики и спецэффектов. Помню, мы снимали в Крыму, на горе Опук, посадку на планету первой капсулы (мобильный космический корабль. — Прим. «ТН») с Варькой, Пашкой и Лбом. Нужно было, чтобы при посадке из-под корабля вырывались пламя и дым. Установили капсулу на гигантский противень, насыпали на него какую-то гадость, все это подожгли — и полыхнул такой огонь! Его отнесло ветром прямо на оператора Андрея Кириллова и режиссера… Ричард Николаевич скомандовал: «Стоп!», мы выскочили из капсулы. Оказалось, куртка режиссера оплавилась на одном плече!
— В фильме между капитаном Виктором Середой и красавицей Варей вспыхивает первая любовь. Как сложились ваши отношения с Михаилом Ершовым, который сыграл капитана?
— Между нами не было романтических отношений. Мишка — очень добрый, этакий «ботан». Заводилами у нас были другие мальчишки — Сашка Григорьев (Павел Козелков), Володя Басов (Федя Лобанов) и Володя Савин (Михаил Копаныгин). Эта троица жестоко подшучивала над Ершовым. А меня бесило, что он им не отвечает.
— Кто бы мог подумать, что капитан Середа — именно такой. В фильме он выглядит мужественным!
— Да, на экране он был красивым, взрослым. А на пробах вообще не мог говорить — у него во рту была «каша». Однажды мы пытались играть с ним сцену, и у меня началась истерика: «Ричард Николаевич, я его не понимаю!» Правда, к концу фильма Миша говорил вполне внятно, и даже сам себя озвучил.
— Вне съемок вы с ребятами дружили?
— Нет, нам хватало общения на площадке. А вне съемок у каждого из нас была своя жизнь. У меня — младшая сестра Люся, которой едва исполнился год, у Надюшки Овчаровой (Юля Сорокина) — хор, в котором она пела, и т. д. Поэтому после съемок мы надолго потерялись. А два года назад мне позвонил Миша Ершов и сказал, что Аня и Коля Викторовы, дети режиссера, собирают наш «экипаж» на день рождения Ричарда Николаевича. Мы все снова встретились, посидели, помянули его, повспоминали наше детство и теперь хоть изредка, но общаемся, чему я очень рада.
— В школе вас считали звездой?
— Одноклассники с уважением отнеслись к моей работе в кино. Мальчишки в классе перестали дергать за волосы и выбивать из рук портфель — зауважали. Автографы, правда, не брали, изредка кто-нибудь забегал к нам в класс — на меня посмотреть.
— А на улицах узнавали?
— Никогда, и это замечательно: я совершенно спокойно могу выйти в магазин или поехать на метро. Хотя в детстве было очень обидно. У нас же началась звездная болезнь! (Смеется.) Казалось, что перед нами открыты все двери.
Кино про меня «вспомнило»
— После выхода «Москвы — Кассиопеи» и продолжения — «Отроки во Вселенной» — предложения сыграть в кино посыпались, как из рога изобилия?
— Я пробовалась в «Розыгрыш» Владимира Меньшова, в фильм «Как царь Петр арапа женил» и другие картины. Ни в одну из них меня не утвердили. Окончив школу, я была в замешательстве: учиться в театральном институте не хотела, потому как обиделась, что меня никуда не утверждают. (Смеется.) Я попыталась поступить в Институт культуры — не прошла. Услышала, что Татьяна Лиознова (режиссер фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя» на Плющихе». — Прим. «ТН») добирает курс во ВГИКе, пошла туда — в длинной маминой юбке, на голове — начес. И в таком виде читала стихи о войне. Конечно, не приняли! На это место взяли Елену Сафонову, с которой мы в детстве жили в одном дворе и отдыхали в одном пионерском лагере… Мама устроила меня в Ленинскую библиотеку в отдел диссертаций. Моя работа заключалась в том, чтобы таскать эти тяжеленные фолианты и выдавать их желающим почитать. Потом я стала работать в Институте легкой промышленности на кафедре общей химической технологии и решила поступать в институт на специальность «конструктор одежды». Я поступила, проучилась в этом институте 3 года — и тут кино про меня «вспомнило».
— Вас наконец-то утвердили на роль?
— Друг нашей семьи Самвел Гаспаров (режиссер фильмов «Шестой», «Хлеб, золото, наган». — Прим. «ТН») пригласил меня на крохотную роль дочки главного героя в картину «Свидетельство о бедности». Потом поступило предложение с киностудии им. Горького — я сыграла в картине «Последний шанс». С этих пор меня звали в кино регулярно. Я снова пришла во ВГИК — на этот раз вольной слушательницей на курс Юрия Чулюкина. Однажды, будучи в Доме кино, познакомилась с Сергеем Никоненко. Он пригласил меня в картину «Люблю. Жду. Лена» на главную роль. Я до сих пор нежно люблю этот фильм. В 1984 году в Киеве снималась в полнометражной ленте «По зову сердца», играла гвардии старшего лейтенанта Тамару Зернову, которая прошла всю войну. После месяца съемок я настолько сроднилась с героиней, что, приехав в Москву на праздник Победы 9 Мая, смотрела на людей и не понимала — почему же мне никто не дарит цветов? (Смеется.) Кстати, в 1989-м я поступила в ГИТИС, меня взяли на второй заочный курс, в мастерскую Леонида Топчиева.
Провали ее!
— А в сериале «Затмение», который сейчас идет на канале ТВ Центр, нравится работать?
— Я привыкла любить своих героинь. Никогда не делила их на положительных и отрицательных. Регину из «Затмения» я хорошо понимаю. У нее непростая судьба: она, что называется, сделала себя сама — свою карьеру, карьеру мужа, родила прелестную дочку. Регина честолюбива и амбициозна и я считаю, это не самые худшие черты человеческого характера. Но мне лично эти качества совсем не свойственны. Никогда не умела идти по головам.
— А сами страдали от этого?
— Да, я всю жизнь боролась за кого-то, пыталась помочь, защитить, устроить в театр. А за себя попросить не могла. Вот сейчас я играю в сериале Валерия Ускова «Две судьбы-3» жену губернатора, счастливую жену и мать. А ведь до этого мы с Усковым не виделись много лет. Он спросил: «Почему не позвонила, не напомнила о себе?» Я ответила: «Валерий Иванович, скажите честно, вам мало артисток звонит и предлагает свою кандидатуру?» Он: «Невероятно много». А я не хочу быть одной из многих…
— Неужели за вас никто никогда не просил?
— Я до сих пор помню потрясающие фотопробы в картину «Гардемарины, вперед!» — я в образе Анастасии Ягужинской, которую потом сыграла Татьяна Лютаева. Тогда, на пробах, я ощутила какое-то странное отношение к себе. Режиссер Светлана Дружинина, увидев меня в первый раз, сказала: «Вы знаете, я очень не люблю, когда мне настоятельно кого-то рекомендуют» Я спросила, о ком это она. «О вас», — ответила Дружинина.
— То есть все-таки кто-то поручился, да неудачно?
— Я до сих пор не знаю, кто! А тогда подумала: этого не может быть. У меня ведь нет покровителей, я даже не состояла в штате «Мосфильма». И вот после кинопроб с юным Сережей Жигуновым я решила посмотреть отснятый материал. Вся сцена построена на Сереже. Спустя год после выхода «Гардемаринов» мы с Жигуновым встретились на «Ленфильме», и он рассказал мне, как обстояло дело. Оказывается, к нему поочередно подходили дамы из съемочной группы и просили: «Провали ее, провали!» Он тогда даже не понял, о чем идет речь. Я, говорит, не умею проваливать партнерш. Кстати, ни ему, ни мне так никто и не объяснил, в чем была причина такого отношения.
— Нам с Володей не обязательно разговаривать — хорошо просто быть рядом
С мужем хорошо молчать
— Есть роли, которые вы хотели бы сыграть?
— Я бы с радостью сыграла в костюмной картине героиню в роскошном платье с кринолином… Я умею это носить! Чтобы было много музыки и страстей. Но меня ни разу не утвердили ни в один такой фильм. А вообще ловлю кайф от самого процесса съемок, даже если это не бог весть какой сериал, даже долгоиграющий.
— Как восстанавливаете силы после съемок?
— Уезжаю на дачу. Там, в тишине и покое, мы с мужем Володей можем подолгу молчать: мы вместе уже 20 лет и настолько чувствуем друг друга, что слова не нужны. Нам с ним просто хорошо быть рядом.
— Ваш супруг — актер?
— Что вы, нет. Хватит и одного сумасшедшего в семье! Он столяр.
— А сын Федор не хочет пойти по вашим стопам?
— Когда сыну было шесть лет, мы вместе снялись в рекламе — изображали здоровую семью. Ему не понравился съемочный процесс. Зато Федор очень обрадовался гонорару! (Смеется.) Так что не думаю, что актерство — это его. Федор и Володя — байкеры. Как-то раз даже хотели купить мне макси-скутер. Это было заманчивое предложение, ведь я очень люблю скорость: и снегоход водила, и на водных лыжах каталась, и на коньках. Но от скутера отказалась. Сказала: нет, ребята, я, пожалуй, еще поживу. Ведь жизнь — такая прекрасная штука!
— Сын снимался со мной в рекламе, когда ему было шесть лет. Сейчас он мотомеханик и идти по моим стопам не собирается. И слава богу — хватит одного сумасшедшего в семье!
Муж и сын Ольги — байкеры. Они хотели подарить ей макси-скутер, но актриса отказалась. Предпочитает быть пассажиром
ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
|