Москва - Кассиопея

Клуб любителей кинодилогии Ричарда Викторова
Отроки во вселенной


Форум   Поиск по сайту   Карта сайта   Напишите нам письмо  
Главная страница
Информация о дилогии
Творчество

Разнообразные материалы
Ссылки
Форум

RSS-лента сайта




Интервью Михаила Ершова (2009 г.)

Беседу вел Дмитрий Иванов

На вопросы ответил Михаил Ершов, исполнитель роли Виктора Середы в кинодилогии.

1. Как Вы попали в кино?
2. Любили ли фантастику до съёмок в фильме?
3. После фильма изменилось ли отношение к фантастике?
4. Каким был Ричард Викторов? По характеру, по манере общения…
5. Знакомы ли Вы были с другими членами экипажа «Зари» до съёмок фильма? Каким был процесс знакомства?
6. Каким было знакомство с известными артистами? С Дуровым, Смоктуновским…
7. Сказывались ли съёмки фильма на учёбе?
8. Что давалось Вам труднее всего в фильме?
9. Как снимали невесомость?
10. После выхода Москвы-Кассиопеи почувствовали ли Вы себя звездой? Узнавали ли Вас на улице?
11. Как снимались эффекты перехода через лифтовый столб?
12. Из чего был сделан ключ управления?
13. Удобно ли было в «космических» костюмах?
14. Почему в фильме костюмы на вас, то белые, то серебристые?
15. Машина, на которой вы ехали на зарядную станцию, и в самом деле двигалась, или это был спецэффект?
16. Как снимали шар вершителей? Что это было?
17. Были ли какие-нибудь смешные случаи во время съёмок?
18. Какое сейчас у Вас отношение к фантастике?
19. Хотели бы полететь в космос?
20. Приходилось ли Вам встречаться с известными людьми после съёмок? С писателями – фантастами, с членами правительства, с другими известными личностями?
21. Как повлиял фильм на Вашу жизнь? Стал ли лейтмотивом, или остался прочитанной страницей?
22. А вы сейчас поёте «Ночь прошла…»
23. Встречаетесь с другими членами экипажа «Зари»? С участниками фильма?
24. Какую музыку любите? Какие фильмы?
25. Есть ли сейчас увлечение? Хобби?

Конкретные ответы на конкретные вопросы от В Середы (М. Ершова): Огромное спасибо за память о фильме и за то, что по прошествии стольких лет есть люди, живо интересующиеся!! Спасибо.

- Попадание в кино было достаточно простым - в 1972 г. на Красной площади состоялся парад пионеров в честь 50-летия пионерской организации. От нашей школы отрядили 3 класса. В составе которых был и я... Там и подошла ко мне тетенька (ассистент режиссера А.И.Беккер) с вопросом " мальчик, не хочешь сняться в кино?" С этого всё и началось.

- Фантастика до съемок ограничивалась знакомством с произведениями С.Лема и т. д.

- Ричард Николаевич - режиссер, совмещавший в себе образование кинорежиссера и педагога Замечательно тонкий по отношению к нам, детишкам, человек. Царство ему небесное, рано ушел(1984г). Рекомендую посмотреть его более ранние фильмы: «Третья ракета» по Василю Быкову и «Переступи порог»

- До начала съемок никто никого не знал. В процессе кино-фото проб варьировался состав экипажа. Одним из вариантов было применение меня (В.Середы) на роль Паши Козелкова и т.д...

- Что касается знакомства с мэтрами нашего кинематографа - то это отдельная песня. В частности - И.М.Смоктуновский угостил меня в момент перерыва апельсином, я об этом припомнил в разговоре с корреспондентом - в результате в статье "Московского комсомольца" прошла фраза о том, как известный актёр угостил изголодавшегося!!! мальчугана апельсином. Отдельного слова заслуживает знакомство с отцом и сыном Меркурьевыми!
По поводу учёбы - в период нахождения в экспедициях - специфический термин, обозначающий отъезд киногруппы на натурные съёмки- ( в нашем случае- Керчь, гора Опук недалеко от Керчи, Ялтинская киностудия) учились мы в местной школе несколько дней. После чего было принято решение о приходе к нам педагогов "на дом"
В результате все были с пятерками за 1-ю и 2-ю четверть К москвичам у украинских педагогов было особое отношение.(2 года подряд, 2 экспедиции) И купались до октября, и ловили черноморских бычков!!

- Что особенно памятно - подняться посреди урока и заявить учителю о необходимости прибыть на съёмки. Им это не нравилось. А меня это заводило.

- Успеваемость в среднем скатилась за время съёмок на 1-2 балла Это неудивительно, т.к. съёмки заканчивались в 12 или час ночи.(утром учёба в школе, затем 9-часовой рабочий день киногруппы)

- Невесомость - это самая наша большая фишка (как сейчас идёт по сленгу у молодежи). Недавно демонстрировали фильм Стивена Спилберга «Космическая одиссея 2000 (или 2002?») Там есть сюжет прохода стюардессы по круговому коридору, в точности повторяющий проход Паши Козелкова вокруг меня, приклеенного клеем Лба. Но мы-то это сделали на 25 лет раньше американцев! Честь и хвала Андрею Михайловичу Кириллову (оператор) Константину Загорскому (художнику) и всей нашей киногруппе.

Всё было сделано на удивление просто. Два дюжих мужика из Ялтинской киностудии проворачивали канатами коридор, я был к нему прикреплен намертво (минут на двадцать эта конструкция сломалась, я оказался в верхней точке головой вниз), а Саша Григорьев (Паша Козелков) просто пробегал по вращающейся конструкции Камера была закреплена в некоей точке коридора и вращалась вместе с ним.

Кстати, всем нам досталось - Володю Савина (М.Копаныгина) для эффекта невесомости должны были ввести в коридор на конце ствола некоего подобия пушки, с последующим проворачиванием. Но проворачивать начали до момента попадания фигуры в створ двери. Сашка Григорьев несколько раз падал во вращающемся коридоре и оказывался головою вниз. Когда снимали сцену вылета Лба в мусорном пакете – обломилась балка, на которой мы с ним были закреплены… падали на бетонный пол с высоты 3-4 метров.

Невесомость в командном отсеке достигнута за счёт того, что (Ялтинская киностудия) командный отсек развернули на 90 градусов, нас подвесили в креслах висеть на несколько часов, камера была снизу. Трос, на котором вводили в кадр Копаныгина, получался в кадре за его спиной (от двери) и поэтому невидим. Простенько, но эффектно! Где-то на одном из сайтов в Интернете пришлось прочитать «озарение» одного из почитателей фильма на тему съёмок невесомости… якобы нас в падающем с небес самолёте снимали (типичная имитация невесомости при подготовке космонавтов). Всё было проще.

По поводу узнаваемости на улице – есть два воспоминания: в бытность студентом (где-то 3 курс) имел удовольствие быть пионервожатым. Привезли наш фильм в летний кинозал. Детишки (отряд по 10-11 лет) наперебой оборачиваются и говорят о похожести меня самого на себя самого. Я долго молчал, чтобы не вызвать понятно ожидаемую звуковую реакцию (так представлялось). В конце концов не выдержал и шепотом признался, что это я. Реакция была до удивления неожиданна: «Да пошел ты!» Второй характерный случай связан с посещением киноконцертного зала. Кинотеатр «Юность» на « Октябрьском поле». Небольшой, уютненький. Так и представлялось, что по окончании сеанса я выйду неожиданно для вдруг узнавших меня зрителей из-за колонн.

Не тут-то было! В конце «Москвы-Кассиопеи» сюжет связи с Землей смонтировали так, что на вопрос «Витя, вы нас слышите?» мой ответ звучит где-то через минуту (пока гаснет изображение на экране и т.д.) В результате слышу в зале комментарий: «Идиот!» Понятно, что после такого высказывания мне себя демонстрировать не захотелось.

- Эффект прохода через лифтовый столб - половина кадра не экспонировалась. В кинематографе это называется эффектом «блуждающей маски». Когда на некоторую часть кадра искусственно одевают затемнение. Понятно? То есть, слева заходим за лифтовый столб, выходим справа, но на плёнку это не попадает, эта часть кадра закрыта шторкой. Затем плёнку откручивают назад по счётчику и на правую часть кадра снимают пустое место и т.д.

- Ключ управления сделан из обычной пластмассы, ярко раскрашенной. Как он плавился, я до сих пор не знаю!

- В космических костюмах было так же удобно, как в любых других «земных», (пошиты-то в одном месте.) Единственно, советую обратить внимание на связанный с этим «киноляп», как сейчас это называется. После того, как зеркальце отразило луч лазера и мы выбираемся через образовавшийся пролом - отчетливо заметны разошедшиеся швы на моей правой штанине. На каждого было пошито по два костюма. Один из моих треснул после съёмки сцены проползания по горящему керамзиту (взрыв капсулы). Никто это не заметил, так и вошли кадры в фильм! Из череды этих недочетов – Юля Сорокина в кадре то с косичками, то с хвостиком.

- Костюмы матерчатые - для употребления внутри звездолета, серебристые – для «выхода в космос» и т.д.

- Машина, на которой мы ехали к зарядной станции, на самом деле двигалась, разве это не видно? Съёмки всего этого были на горе Опук под Керчью. Это полигон Черноморского флота (стрельба, высадка десанта и т.д.) В фильме это не очень заметно, но там есть соляное озеро, меняющее свой цвет в течение дня. И что интересно - в фильме есть несколько секунд посадки капсулы на фоне волчков веретенообразной цивилизации.

Так вот это всё снималось «на уровне колен».  Необычно интересный травянистый покров горы Опук с воткнутыми в него пенопластовыми 20-30 сантиметровыми макетами зданий (кстати, оператору подсказали это мы, дети).

- Шар вершителей – это было в то время некое «Ноу Хау». Достаточно интересный по светоотражению материал, нечто сродни экрана для показа слайдов или диафильмов, наклеенный на сферу. На этот экран проецировали заранее отснятый материал. По такому же принципу сняты светящиеся шестерёнки робота во время подзарядки. (А.Леньков), которого снимали со спины, а он в этот момент забавно матерился губами. Нам детям это было круто наблюдать. Имеется в виду следующее: Заранее отснятые кадры светящихся шестеренок проецировали на стекло, установленное под углом 45 градусов к кинокамере. Затем снимали и спину робота, и вид этих шестеренок.

- Про смешные случаи я уже высказался – всё это связано с падениями и «застреваниями» во время съёмок.

- Фантастику давно не читаю, возрастные интересы поменялись. Насчёт полёта в космос – трезво оцениваю свои шансы!

- После съёмок было некоторое количество организованных встреч со зрителями (ряд кинотеатров в Москве, Волгограде) более ничего.

- Насчёт лейтмотива в жизни – ну, не знаю. Во всяком случае, ничего более яркого и запоминающегося не припомню, разве что служба в армии (лейтенантство на Дальнем Востоке).

- Пою ли я сейчас «Ночь прошла»? Разве что в редких случаях наших встреч. Благодаря какому-то странно возникшему интересу со стороны телевидения, в последние несколько лет было проведено несколько эфиров с нами на разных каналах, что явилось неким толчком к тому, что мы стали встречаться. Обычно это происходит в день рождения Ричарда Николаевича, на его квартире, 7 ноября.

- Любовь к музыке – ненавязчивый шансон, диско 80-х; фильмы – классика отечественного кинематографа на уровне Гайдая.

- С хобби – дело дрянь, старчество одолевает, как ни странно. Всё более и более лень!

А когда-то с большим удовольствием клеил модели самолётиков, корабликов из Детского Мира. До сих пор несколько ещё сохранилось. Собирал монеты.

- По поводу ИОО – блистательный Иннокентий Михайлович в роли этой непонятно откуда взявшейся фигуры создаёт какую-то изюминку, да? Ну и оставим эту неизвестность. Было бы скучнее обозвать его конкретно управдомом или уполномоченным некоего комитета…

Источник

   ваше мнение    

Ваше имя *:     Сообщать о комментариях
E-mail:     Не отображать e-mail
Город:      Запомнить меня
Введите код:    
Настроение:   Нейтральное   Восклицание   Вопрос   Здравая мысль   :)   Ох, посмешили   :(   Удивлен   Злой  
Комментарий *: 
Осталось символов
Поля: "Имя" и "Комментарий" обязательны для заполнения.


Подписаться на рассылку сайта

      


Главная | О фильме | Творчество | Разное | Ссылки | Форум

Copyright © 2007-2017 Otroki.DRUiD.RU