Москва - Кассиопея

Клуб любителей кинодилогии Ричарда Викторова
Отроки во вселенной


Форум   Поиск по сайту   Карта сайта   Напишите нам письмо  
Главная страница
Информация о дилогии
Творчество

Разнообразные материалы
Ссылки
Форум

RSS-лента сайта




Майкл Львовски 
«Невесомость на зависть Стэнли Кубрику»

После триумфального шествия по экранам фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (1968) ялтинскому специалисту по чудесам в кино Валерию Павлотосу предложили придумать советский вариант невесомости для актеров. 

подпись


На встрече в Крыму с деятелями культуры Президент РФ Владимир Путин в очередной раз напомнил о необходимости возрождения и развития Ялтинской киностудии:

- Одна из старейших в России и в мире, Ялтинская киностудия связана с ярчайшими страницами отечественной кинематографии. Знаменитый артист Георгий Милляр, говорят, шутил, что Ялта – чисто киношный город, временно оккупированный курортниками. Хорошо бы, если бы мы вот такую славу Крыму тоже вернули. Руководство Крыма уже обратилась к Союзу кинематографистов России с просьбой о содействии.

В этой связи мы решили вспомнить о былом потенциале и традициях крымских кинематографистов, разработки которых в отдельных направлениях не уступали мастерам спецэффектов Голливуда.

Крым - Москва - Кассиопея

После триумфального шествия по экранам фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (1968) ялтинскому специалисту по чудесам в кино Валерию Павлотосу предложили придумать советский вариант невесомости для актеров.

- В 1971 году мои давние друзья оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский познакомили меня с режиссером Ричардом Викторовым, - вспоминает председатель крымского отделения Союза кинематографистов РФ Валерий Павлотос. – Все они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», и уже собирали материал по космическим полетам: по сценарию действие происходило на звездолете, летящем к созвездию Кассиопея. И конечно же все тогда были под впечатлением картины Кубрика, получившей «Оскара» за спецэффекты. Особо впечатляли кадры прохода стюардессы по стенам и потолку отсека звездолета.



Режиссер поинтересовался смогу ли я сделать что-нибудь подобное?
Валерий Павлович ответил, что не в его правилах копировать чужой опыт и через время предложил свой вариант решения невесомости в кинокадре. На натурных площадках в Ялте и в павильонах киностудии им. Горького были построены уникальные декорационные сооружения: «Коридор звездолета», «Командный отсек космического корабля», «Звездное небо».



Внутри этих сооружений и на фоне бесконечного космоса бегали, прыгали, вращались, и летали герои космической экспедиции. Юные актеры-космонавты без дублеров выполнили все трюки с помощью подвесных систем и альпинистских страховок, спрятанных под одежду. Но главный секрет – невесомости, реализовали на Ялтинской киностудии в «Коридоре звездолета». Эта декорация длиной 18 м была установлена на 12-ти роликовых опорах, что позволяло вращать ее на 360 градусов в горизонтальной плоскости. Кинокамера жестко закреплялась в дальнем конце коридора и вращалась вместе с ним. А космонавты бежали прямо на объектив. Эта сцена снималась в четыре приема:

1) декорация не вращалась; космонавт-1 вбегал в нее, делал несколько шагов, наступал ногой на тюбик с супер-клеем и как будто приклеивался ботинком. Этот ботинок прикручивали винтами к полу. Космонавт-1 безуспешно пытался оторвать ногу, затем присаживался на колено и начинал расшнуровывать приклеенный ботинок. В такой позе актера фиксировали спрятанными под одежду ремнями к заранее изготовленной, металлической опоре, которая болтами прикручивалась к полу – сама опора полностью перекрывалась от кинокамеры телом космонавта.

2) коридор начинали вращать, когда в него вбегал космонавт-2. При этом пол уходил от в сторону, и актер был вынужден ступать ногами на левую стену коридора, затем на потолок, и потом - на правую стену. Когда космонавт-2 пробегал мимо подвешенного вниз головой космонавта-1 в середине коридора они располагались голова к голове и обменивались фразами:

- Что у тебя случилось?
- Да, вот... приклеился – непонятно откуда здесь появился этот клей!
- Ну, догоняй, - космонавт-2 убегал на камеру. И так как кинокамера вращалась вместе с коридором, его пол и стены не меняли «в кадре» своего положения, то с ее «точки зрения»

Космонавт-1 все время оставался внизу, продолжал расшнуровывать ботинок. А космонавт-2 бежал по спирали: сначала – по полу, затем по левой стене, по потолку, по правой стене и вновь ступал ногами на пол.

3) декорацию коридора останавливали и космонавта-1 отвязывали от опоры. Он вытаскивал ногу из расшнурованного ботинка, вставал и бежал вслед за космонавтом-2. В этот момент в коридор «влетал» космонавт-3. Именно влетал, так как ногами он не касался пола и стен! Актер просто был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к 12-метровой стальной трубе (он перекрывал ее телом от кинокамеры), которая перемещала космонавта-3 до середины коридора. По трубе на рельсах двигалась тележка с
опорой всего приспособления, и космонавт-3 при этом мог вращаться в воздухе. «Пролетев» так 7-8 м он становился ногами на пол коридора.

4) декорация не вращалась, когда космонавта-3 отвязывали от ремней и убирали трубу с приспособлениями обеспечивавшими его «полет». Камера включалась и космонавт-3 бежал на ее объектив.

- Вот таким последовательным образом нам удалось добиться «невесомости» не для одного персонажа в кадре, как у Стэнли Кубрика, а сразу для трех «космонавтов», - не без гордости за советский кинематограф рассказывает «МК в Крыму» Валерий Павлотос. - И ведь каждый из них перемещался в безопорном пространстве по собственной траектории, отличной от траектории других персонажей. Это обстоятельство совершенно запутало членов жюри Международного конкурса технических фильмов УНИАТЕК (Всемирной организации по кинотехнике) – авторитетных специалистов, которые после просмотра нашей «невесомости» спорили друг с другом до хрипоты, пытаясь определить, как это было снято. Но ни один их них не сумел правильно ответить на этот вопрос.

Инопланетяне на мысе Опук

Наши кинокудесники превзошли по части выдумки своих коллег из Японии, США, Германии и золотую медаль УНИАТЕК за спецэффекты в фильме «Москва-Кассиопея» увезли в СССР.
Имитацией космической невесомости не ограничивался перечень уникальных конструкций, разработанных и изготовленных на Ялтинской киностудии для фильма-дилогии «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной». По эскизам художника Константина Загорского в конструкторском бюро студии были спроектированы «Спускаемая капсула» и «Варианская машина».



«Спускаемая капсула», по замыслам создателей фильма, представляла собой один из модулей звездолета, на котором космонавты садятся на планету Вариана в созвездии Кассиопея. Ее действующая конструкция была изготовлена в натуральную величину и перевезена на гору Опук (южное побережье Керченского полуострова в Крыму), где производились съемки «варианской» натуры. Там же, на склоне горы Опук ездила «Варианская машина» - одноколесный двухместный экипаж, на котором, по сценарию киноленты, жители Варианы перемещались по своей планете. Веретенообразная конструкция экипажа действительно обладала возможностью проезда в нем двух инопланетян на расстояние до 100 м - такая длина проезда была заказана съемочной группой. Секрет всей конструкции состоял в подвижной опорной каретке, перемещающейся на 4-х роликах по швеллерным направляющим, скрытым в грунте при прокладке дороги для проезда. Экипаж приводился в движение стальным тросом спрятанным между направляющими швеллерами и буксировался из-за границы кадра электролебедкой или автомобилем.

Ковер-самолет на Ангарском перевале

В сказке все просто сказывается, но как это показать на экране – пришлось придумывать Валерию Павлотосу для киносказки Михаила «После дождичка, в четверг». Режиссер заказал ялтинцам полеты на ковре-самолете и в павильоне, и на природе (Инкерманский карьер, плато Ай-Петри) причем протяженностью до 100-150 м в одном кадре, и даже с падением героев в воду! Это «мокрое дело» осуществили на Кутузовском озере возле Ангарского перевала. Два каскадера вылетали на ковре из леса, пролетали над озером и падали с высоты 3 м. Технически полет был решен с помощью простейшего самосбросного устройства: тонкие тросики-струны, которыми рама «ковра» соединялась с кареткой, движущейся по несущему тросу, внизу обвязывались капроновым шнуром и каскадеры перерезали его ножом перед падением.



Несущий 10-мм трос с бегущей по нему кареткой, оставался при съемке выше верхней границы кадра, а тонкие, диаметром 1 мм, струны подвески (всего 6 шт), были невидимыми объективу съемочной камеры на фоне зеленого леса. Само падение каскадеров кувырком через голову оказалось вполне естественным и шумным – с брызгами под аккомпанемент лягушечьего кваканья. Там же вблизи Кутузовского озера была выстроена по эскизам Бориса Комякова избушка Бабы-Яги - ее роль исполняла Татьяна Пельтцер. К ней и летели герои киносказки. Между деревьями в разных направлениях были натянуты канатные дороги, по которым каскадеры Темников и Федоров произвели сотни метров эффектных пролетов на ковре-самолете. Конструкция этого средства передвижения представляла собой трубчатую рамку, в центре которой располагалась фанерная (толщина 8 мм) площадка – на ней в полете сидели каскадеры. Края ковра-самолета были подвижными, изготовленными из плотной ткани, и колыхались от встречного воздуха в полете.

(газета «Московский Комсомолец» 25 августа 2014 г.) 
Фото из архива В. Павлотоса



   ваше мнение    

Ваше имя *:     Сообщать о комментариях
E-mail:     Не отображать e-mail
Город:      Запомнить меня
Введите код:    
Настроение:   Нейтральное   Восклицание   Вопрос   Здравая мысль   :)   Ох, посмешили   :(   Удивлен   Злой  
Комментарий *: 
Осталось символов
Поля: "Имя" и "Комментарий" обязательны для заполнения.


Подписаться на рассылку сайта

      


Главная | О фильме | Творчество | Разное | Ссылки | Форум

Copyright © 2007-2019 Otroki.DRUiD.RU