Москва - Кассиопея

Клуб любителей кинодилогии Ричарда Викторова
Отроки во вселенной


Форум   Поиск по сайту   Карта сайта   Напишите нам письмо  
Главная страница
Информация о дилогии
Творчество

Разнообразные материалы
Ссылки
Форум

RSS-лента сайта




Юрий Ищенко 
"Пионерлагерное кино" 
отрывок

ДЕТСКОЕ КИНО

Есть свои серьезные, вдумчивые авторы, есть "почти гении" данного кинематографа. Скажем, Динара Асанова. Две ее лучшие работы, из наличия многих хороших (как "Пацаны"), это ее диплом и п/м дебют, "Рудольфио" и "Не болит голова у дятла". В "Рудольфио" запечатлена тема, которая все-таки основная у Асановой — конфликт-сближение взрослого и еще не взрослого человека. Преимущества режиссерского метода здесь — рассматривание позиций персонажей в этом конфликте как именно взаимопознание двух миров, образов жизни. Асанова — там же, где и мир взрослых, но она уважает, предпочитает, и не смеет назвать известным мир детства и юности. Юрий Визбор, играющий в "Рудольфио", вообще характерен в амплуа умного, мудрого негероя, ничего не предпринимающего. Здесь он — должен шагнуть к девушке, знает, идиотским знанием общественно-порядочного человека, что ничего не получится, и не готов жертвовать минутой счастья вопреки будущей и настоящей стабильности бытия. Дети — живут только в сейчас, взрослые — только в прошлом (где черпают нежность) и в будущем (где черпают жестокость). "Не болит голова у дятла" в св. жанре "лирической мелодрамы" — наш шедевр. Задействована "детская" ритуальная характеристика — увлечение барабанами, а в перспективе и рок-музыкой и джазом, конфликт — то что она уже девушка, он — еще мальчик, при этом они ровесники.

Есть удачные комедии. Скажем, "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" Климова. Мастер "осваивания" фактуры, бытовой культуры, экспрессии эстетической, Климов вообще сперва снял маленький шедевр: "Смотрите, небо'", где воспроизвел мироощущение мальчиков из городского дворика, мечтающих улететь на ракете. Это я понимаю — жанр. "Добро пожаловать" — дает нам симбиоз и "пионерлагерной культуры" и добавку "идеолого-интеллигенских" шуточек на злобу дня. Климов виртуозно обыгрывает стереотипы и "маски" детской культуры: пацан-доносчик, силач, страшный клон и директор пионерлагеря — все, проговоренное в предшествующих страницах, нашло воплощение в фильме. Господи, ну и жаль, что такой понятливый человек пошел в эстетско-принципиальные выси, не создал традиции, чтобы прийти к "Иди и смотри". Были симптоматичные, эклектичные, хотя и смешные, "Айболит-66" (где весь дебют в павильоне — провал, как и трюковая и комбинированная часть постановки), было и направление, означенное мной как кино "черного романтизма". Лучший фильм КИНО ЧЕРНОГО РОМАНТИЗМА, на мой взгляд, "Школьный вальс". История-то проста: среда выпускников, у двоих налажена сексуальная жизнь, но он уходит к другой (другую играет Е. Симонова), потому что там обеспеченность, связи, пр. Но когда, будучи эдак в классе 7-м, я смотрел картину, то пережил нечто подобное эффекту (уже этого года) от "Империи чувств". "Школьный вальс" по тем временам был очень жесткий, откровенный фильм, и конфликт располагался в зоне откровенного для кино заявление что у подростков уже существует половая жизнь, что она вступает в противоречие с жизнью школьной и семейно-родительской, что дети, перешедшие от любви к сексу, растеряны, обессилены, обескуражены, тем более, что для окружающих они — нонсенс. И дети бегут друг от друга (вариация "А если это любовь"). Как мы видим, есть в фильме культурологическое столкновение сред обитания "детской культуры", пластов "горизонтальной культуры". Знаменательно, что кино успело нащупать все три среды "детской культуры": школа, двор, пионерлагерь. Школьная среда, наименее напряженная в смысле сюжетной или персонажной характерности, осваивалась гораздо активнее. Добрые, милые фильмы снимала Инесса Туманян ("Когда я стану великаном"). В "школьном жанре" приемлемы два драматургических приема: мелодраматичная комедия и комедия ситуаций, интересно, когда уже на грани абсурда ("Не верьте Лопотухину" — одна из первых удач абсурдистской комедии). В советском фантастическом кино, жанре, у нас долгое время целиком ориентированном на подростковую аудиторию, есть исключительное явление — дилогия Ричарда Викторова "Москва-Кассиопея" — "Отроки во Вселенной" (1974-1975 г.).

Дилогия снята по сценариям М. Кузнецова и А. Зака. Оба из кинематографических семей, за плечами по десятку реализованных сценариев. Писали именно романтико-юношеские истории.
Избрав фантастический сюжет, они не стали посылать героев в далекое будущее. Просто школьник изобрел двигатель, и все сопутствующее, для космического корабля, способного долететь до Кассиопеи. Из учащихся класса набрали команду, быстро соорудили звездолет, и вперед. Задействованы две среды детской культуры: школа, где мы знакомимся с героями; салон корабля, т. е. что-то вроде того самого пионерлагеря, пространство, совершенно независимое от взрослых. У каждого школьника своя маска: "очкарик"-мечтатель и интеллектуал, хулиган и шут — антилидер, спортивный карьерист-правильный, и пр. Вое персонажи в непрерывном движении: шут старается попасть в команду, демонстрируя именно обряды "детского" прикладного умения: взрывпакеты, модельки, универсальный клей и пр., очкарик выясняет авторшу любовной записки, — жизнь у детей кипит, богата перевертышами, создана "игровая ситуация". Ребята свободны от идеологии внутренней, но четко соблюдают ритуалы, замеченные нами в пионерлагере: прощальная линейка у Мавзолея перед отлетом, хотя никакого лексикона.

"Москва-Кассиопея" имеет сцену, когда рамки сюжета неожиданно расширяются, и приобретают философский подтекст. Это ребята уже в полете обнаруживают, что им создали "комнату отдыха", где воссоздается любой ландшафт и интерьер Земли. И сразу после радости ребята испытывают ужас и обиду, "это нечестно" — говорит девочка. Можно расшифровать это как осознание обитателями пионерлагеря "изолированности" и "невзаправдашности" своего мирка.

Изобразительный ряд очень чист. Спустя 15 лет после создания дилогия смотрится изумительно, ни эстетика, ни комбинированные трюки и эффекты не устарели. Это свидетельствует и о профессионализме авторов — и о том, что форма максимально соответствует содержанию, эстетика оправдана сюжетом и идеей. В дилогии нет ни единого кадра, где бы имелся агрессивный заряд. Посмотрите наши фантастические романы и повести, где на картинках звездолеты сильно напоминают современные военные самолеты и ракеты. У Викторова корабль смахивает на спаренные вентиляторы.
По сюжету ребята спасают жителей планеты от тирании роботов, по идее они летят в космос, чтобы оправдать детство в глазах Вселенной   6.    "Отроки во Вселенной" более динамичны, есть схватки о роботами, каскад трюков и гэгов. Но удивителен финал: ИОО (странный тип, которого играет Смоктуновский) появляется рядом с ними на планете и благодарит — и они оказываются на Земле. Это выход из жанра, который не разрушает жанр. Наблюдателя можно обозначать как человека из Будущего (хоть он самоироничен). Но ни здесь, ни вообще в "пионерлагерном кино" не может быть категорий Времени. Иначе — это трагедия, иначе — детство умирает, разрушается, что проделывало "кино черного романтизма", и посему исчезло само. Это, вероятно, идеи о Мировом Разуме. Смешливом, наивном, абсолютно самоуверенном и мудром Разуме, чье существование подчинено детской логике, оправдано ей же.

Пионерлагерное кино — это, по структурам, следующее:

1. Детский кинематограф, в котором используется "детская культура" и ее философский багаж. А именно — культура школы, двора (улицы), пионерского лагеря. Драматургия такого кинематографа ориентирована на сюжеты, на героев, на проблематику, уже осуществленные и потребляемые на протяжении долгого времени детской средой.

2. Кинематограф жанровый, а именно мелодрама, вестерн, комедия, фантастическое кино и фильмы ужасов, опять же ориентированные на "детскую культуру". Их технология, уровень осмысления и формулировки сексуального, эстетического, морализаторского, разрушительного начал должны быть приведены в соответствие с философией и мироощущением подросткового возраста. Ни на йоту за, ни на грамм дешевой интеллектуальной риторики. Все теории, проблемы, вопросы, политику и пр. — доказывайте посредством сюжета, от сюжета. В основе — история взаимоотношений компании подростков, или взрослых, идентичных кумирам подростков (ориентируйтесь на Индиану Джонс Спилберга или ребят Ричарда Викторова). 

3. Кинематограф любой, хотя желательно, чтобы жанровый, преданный правилам игры, ритуалам и этике "детской культуры". Любая эстетика может быть осуществлена внутри этой среды, любой сюжет, идея, тезис могут быть сформулированными внутри "пионерлагерного кино". Пионерлагерное кино — один из вариантов развития самобытного, независимого и при этом восхитительного новаторского кино, которое заранее любимо нами и которое без проблем покорит весь мир. Такого те за бугром еще не видели. В чем и расписываюсь с уважением.
 

(Ю.Ищенко, из дипломной работы выпускника киноведческого ф-та ВГИКа 
«Образ врага в советском кино», 1991 г.)



   ваше мнение    

Ваше имя *:     Сообщать о комментариях
E-mail:     Не отображать e-mail
Город:      Запомнить меня
Введите код:    
Настроение:   Нейтральное   Восклицание   Вопрос   Здравая мысль   :)   Ох, посмешили   :(   Удивлен   Злой  
Комментарий *: 
Осталось символов
Поля: "Имя" и "Комментарий" обязательны для заполнения.


Подписаться на рассылку сайта

      


Главная | О фильме | Творчество | Разное | Ссылки | Форум

Copyright © 2007-2019 Otroki.DRUiD.RU