Москва - Кассиопея

Клуб любителей кинодилогии Ричарда Викторова
Отроки во вселенной


Форум   Поиск по сайту   Карта сайта   Напишите нам письмо  
Главная страница
Информация о дилогии
Творчество

Разнообразные материалы
Ссылки
Форум

RSS-лента сайта




Майк Львовски
Советские спецэффекты: за копейки и без компьютера

 

Фильм «Москва — Кассиопея» (1973) до сих пор считается одним из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».

Лучше других ответ на этот вопрос знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре.

Сам

«Меня к сотрудничеству пригласили мои давние друзья: оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский, — вспоминает Валерий Павлович. — Они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», и уже собирали материал по космическим полетам. По сценарию действия происходили и в отсеках звездолета «ЗАРЯ», летящего к созвездию Кассиопеи.

До этого фурор в мировой кинофантастике произвел Стэнли Кубрик. Его фильм «2001: Космическая одиссея» (1968) получил «Оскара» за спецэффекты. Всех особенно восхищали кадры невесомости, где стюардесса проходит по стенам и потолку отсека звездолета. В создании этой имитации Кубрику помогали специалисты NASA. Режиссер Ричард Викторов спросил у меня: «Сможешь что-нибудь подобное?». При этом на поддержку ученых Звездного городка Павлотосу рассчитывать не приходилось.

Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию — 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу.

При съемке в кадр забегал первый астронавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали.

При первом дубле в этом моменте — когда мальчишки встречались голова к голове — случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку.

Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры… Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех! И это с бюджетом всего 900 тыс. руб.

Для пришельцев

Специалисты Ялтинской киностудии удивили зрителей и средствами передвижения инопланетян и астронавтов земной экспедиции. На спускаемом модуле звездолета земляне садились на планету Вариана в созвездии Кассиопея, природу которой снимали на мысе Опук (южное побережье Керченского полуострова в Крыму). Там же «варианская машина» — одноколесный 2-местный экипаж — двигалась на 4 роликах по 100-метровой металлической линии из швеллера, спрятанной в грунте. В движение «инопланетная» техника приводилась скрытым тросом — экипаж просто тащили из-за границы кадра обычным авто.

В 84-м изобретательность ялтинцев пригодилась режиссеру Якову Сегелю, снимавшему комедию «Инопланетянка». Главная героиня, оказавшись на Земле, могла преодолевать гравитацию. Она отрывалась от пола и парила вдоль книжного стеллажа, на лету прочитывая сотни книг, а также ходила по стенам и потолку самой обычной московской квартиры.

«Одно из наших приспособлений представляло собой книжный стеллаж, вдоль которого перемещалась по вертикали и горизонтали каретка с металлическим поясом, к которому крепились шортики из плотной ткани, сшитые по фигуре актрисы Лилии Алешниковой, — открывает секрет Валерий Павлотос. — Шорты были спрятаны под одеждой, и наша инопланетянка взмывала вверх и двигалась вдоль книжного стеллажа, размахивая руками и сгибая колени. При этом всеми ее перемещениями мы с помощью рычагов и контргрузов управляли из-за декорации».

Самолет

А через год для киносказки Михаила Юзовского «После дождичка в четверг» Валерию Павловичу пришлось выдумывать… ковер-самолет, летавший и на открытом воздухе, и в павильоне. Причем режиссер заказывал полет на 100—150 м в одном кадре, да еще и с падением в воду! Это «мокрое дело» снимали на Кутузовском озере возле Ангарского перевала.

Два каскадера вылетали на ковре из леса, пролетали над водой и падали с высоты 3 м. Линия «полета» проходила по несущему 10-миллиметровому тросу, остававшемуся за верхней границей кадра. А струн толщиной всего 1 мм, которыми ковер соединялся с движущейся по тросу кареткой, на фоне зеленого леса было совсем не видно. Так создавалась иллюзия полета.

Рядом с Кутузовским озером (в 15 км от Алушты) была выстроена по эскизам художника Бориса Комякова избушка Бабы-Яги — ее роль исполняла неподражаемая Татьяна Пельтцер. К ней и летели герои киносказки через озеро и по лесу. Между деревьями в разных направлениях были натянуты канатные дороги, по которым каскадеры Темников и Федоров произвели сотни метров эффектных пролетов на ковре.

Сказочное средство передвижения представляло собой трубчатую рамку, в центре которой располагалась фанерная площадка — на ней в полете сидели каскадеры. Края «самолета» были подвижными, изготовленными из плотной ткани, и колыхались от встречного воздуха в полете.

Вот так конструкторы Ялтинской киностудии за смешные деньги — и по оплате труда, и по затрате средств на создание спецэффектов и декораций — обеспечивали полеты сказочных героев, инопланетян и экспедиций дальнего космоса.



(с) Майк Львовски
сайт Постсовет, 17 марта 2010

   ваше мнение    

Ваше имя *:     Сообщать о комментариях
E-mail:     Не отображать e-mail
Город:      Запомнить меня
Введите код:    
Настроение:   Нейтральное   Восклицание   Вопрос   Здравая мысль   :)   Ох, посмешили   :(   Удивлен   Злой  
Комментарий *: 
Осталось символов
Поля: "Имя" и "Комментарий" обязательны для заполнения.


Подписаться на рассылку сайта

      


Главная | О фильме | Творчество | Разное | Ссылки | Форум

Copyright © 2007-2022 Otroki.DRUiD.RU